Top.Mail.Ru
10 сентября 2023
  • 17:00
  • Воскресенье
  • Большой зал

Концерт ко Дню города

  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина»

    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия

    Лядов
    «Волшебное озеро» – сказочная картинка для оркестра

    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Жар-птица»

    II отделение

    Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, op. 23

    В программе возможны изменения

  • Программка
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр – Иван Рудин
Филипп Копачевский, фортепиано

Оркестровое вступление к опере Мусоргского «Хованщина» – симфоническая картина, вознесённая над временем. С каждым проведением (вступление написано в форме вариаций) тема обретает новые оркестровые голоса, подвергается тональному, гармоническому, фактурному развитию. «Рассвет на Москве-реке» – картина пробуждающейся природы и эпический зачин, поднимающий внесюжетные мотивы.

В продолжении концерта прозвучит симфоническая поэма Мусоргского. «Ночь на Лысой горе» – разгул мистических злых духов.

Исследователи отмечают яркий тематизм произведения, насыщенную оркестровую звучность, композиторские новшества. Изначально композитор планировал написать оперу по произведению Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», но затем воображение Мусоргского занимает сюжет драмы Менгдена «Ведьма», который близок программе симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе».

Три самые известные оркестровые миниатюры Лядова («Баба-Яга», «Волшебное озеро» , «Кикимора» ) опираются на сказочные сюжеты. Если программу «Бабы-Яги» и «Кикиморы» композитор взял из сборника русских сказок, то характер «Волшебного озера» точно обозначен в авторском определении «сказочная картинка».

«Волшебное озеро» – уникальное произведение, которое сочетает в себе импрессионистические черты и романтическую лирику.

Наиболее значимые свои оркестровые произведения Анатолий Константинович Лядов создавал в последние десятилетия творчества. В них композитор выступил продолжателем традиций русского симфонизма, восходящего к оркестровым сочинениям Глинки.

Балет «Жар-птица» – дебют Игоря Стравинского на театральной сцене. Обращает на себя внимание история создания произведения. Изначально Сергей Дягилев – основатель знаменитых «Русских сезонов» в Париже – предложил написать музыку «Жар-птицы» Анатолию Лядову, который получил известность как композитор русской сказочной темы. Не дождавшись к назначенному сроку от Лядова партитуры, Дягилев обратился к начинающему и талантливому композитору Игорю Стравинскому. Премьера балета состоялась в 1910 на сцене Grand Opera и прошла с колоссальным успехом. «Жар-птица» Стравинского мгновенно покорила Париж и до сих пор остаётся одним из самых исполняемых сочинений композитора.

Позже, в 1919, из музыки балета композитор создал сюиту. В этой версии «Жар-птица» будет исполнена на сцене Зала Зарядье.

В завершении концерта прозвучит Первый фортепианный концерт Чайковского.

Концерт не сразу получил признание среди друзей и коллег Чайковского. Новое сочинение не нашло отклика у Николая Рубинштейна, для которого оно изначально и создавалось. Известно, что Чайковский резко отреагировал на критические замечания пианиста и заменил посвящение Рубинштейну на посвящение Танееву, а затем Гансу фон Бюлову. После премьеры произведения Рубинштейн, сухо встретивший концерт при первом знакомстве, высоко оценил сочинение и начал исполнять его в городах России и Европы. Первый концерт для фортепиано с оркестром ещё при жизни Чайковского приобрёл популярность среди исполнителей и слушателей.

Сегодня Первый фортепианный концерт Чайковского входит в сокровищницу классического репертуара по всему миру и является музыкальной эмблемой России и русской музыки.

  • Московский государственный симфонический оркестр

    Московский государственный симфонический оркестр – коллектив, который после назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина, стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО с первого сезона выступает в Зале Зарядье с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность к посещению концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики. Выпускник классов знаменитых профессоров Московской консерватории Л.Н. Наумова и С.Л. Доренского, лауреат семи международных конкурсов пианист Иван Рудин начал вести активную концертную деятельность с 12 лет и сейчас выступает по всему миру как сольный исполнитель с знаменитыми российскими и зарубежными артистами и коллективами. С 2017 года Иван – художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра – коллектива, который посвящает значительную часть своей концертной деятельности музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. С приходом нового руководителя оркестр значительно расширил репертуар, начал сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, молодыми дирижёрами и солистами, стал участником крупнейших культурных проектов страны, гастролирует в России, Европе и Азии.
  • Иван Рудин

    Иван Рудин родился в семье музыкантов. В возрасте пяти лет поступил в МССМШ имени Гнесиных, где занимался в классе известного педагога Т.А. Зеликман. В 11 лет впервые выступил с оркестром, а с 12 лет начал активную концертную жизнь в России и за рубежом. В 2005 году окончил МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора Л.Н. Наумова). Лауреат Всероссийских и международных конкурсов.

    Иван Рудин сотрудничает с такими выдающимися артистами, как Юрий Башмет, Вадим Репин, Наталия Гутман, Александр Лазарев, Юстус Франтц, Изаи-квартет и многими другими. Постоянно даёт мастер-классы, имеет записи на российских и западных телекомпаниях, радио и компакт-дисках, выступает на крупнейших музыкальных фестивалях с лучшими симфоническими и камерными оркестрами.

    С 2001 года Иван Рудин является руководителем международного музыкального фестиваля ArsLonga в Москве, в концертах которого в разные годы принимали участие такие музыканты, как Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Евгений Королев, Наталья Гутман, Николай Петров, Сергей Ролдугин, ансамбль «Солисты Москвы», БСО имени П. И. Чайковского, Всероссийский юношеский симфонический оркестр, актёр Константин Хабенский, поэт Дмитрий Пригов и многие другие.

    В 2018 году в рамках фестиваля ArsLonga в первый раз состоялся проект #БахМарафон, приуроченный к 333-летию композитора, в рамках которого в течение дня в Зале Зарядье были исполнены все клавирные концерты И.С. Баха в различных редакциях. В последующие годы в Зале Зарядье прошли: 2019 – #РахманиновМарафон, 2020 – #БетховенМарафон, 2021 – #ЧайковскийМарафон, а в 2022 – #БрамсМарафон с участием ведущих музыкантов, среди которых Александр Князев, Юлианна Авдеева и многие другие. Осенью 2023 года запланирован #ОпераМарафон, посвящённый творчеству Рахманинова.

    С 2012 по 2015 годы Иван Рудин стажировался у профессора Евгения Королёва в Высшей школе музыки Гамбурга (Германия), где также преподавал в качестве доцента. В июле 2017 назначен Художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. В 2019 году состоялся дирижёрский дебют Ивана Рудина на сцене Большого зала Московской консерватории, за которым последовали гастроли по России и за рубежом. Как дирижёр сотрудничал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского и другими.

    В 2020 году стал обладателем премии Мэра Москвы в номинации «Музыкальное искусство».

    В 2022 году награждён почётным званием «Заслуженный артист Российской Федерации».

  • Филипп Копачевский

    Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. В 2013-м окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Сергея Доренского).

    Постоянный участник проекта «Звёзды XXI века» Московской филармонии. Гастролировал в Великобритании, Германии, Австрии, США, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Польше, Испании, Эстонии, Бразилии, Уругвае, Аргентине, Китае, Японии и многих городах России. Особую популярность приобрел в Японии, где по заказу телекомпании NHK записал диск с фортепианными произведениями Шопена.

    Лауреат восьми международных конкурсов, в числе которых – Международный конкурс пианистов им. Франца Шуберта в Дортмунде (2005; III премия и специальный приз) и Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске (2006; I премия). Выступал с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»», Sinfonia Varsovia (Варшава), Миланский симфонический оркестр им. Джузеппе Верди, Filarmonica Arturo Toscanini (Парма), Национальный оркестр Иль-де-Франс и лондонский Английский камерный оркестр. Сотрудничал с дирижерами Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетнёвым, Юрием Симоновым, Евгением Колобовым, Александром Дмитриевым, Уильямом Ноллом, Чарльзом Оливьери-Манро, Евгением Бушковым, Максимом Венгеровым и Полом Уоткинсом.

    Выступал на Международном фортепианном фестивале в Майами, Международном фестивале в Кольмаре, Международном музыкальном фестивале Мстислава Ростроповича в Баку, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Балтийские сезоны», «Владимир Спиваков приглашает», «Звёзды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает» и «Звёзды белых ночей». Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2013 года. В 2015 году выпустил сольный диск с произведениями Листа, Шуберта и Яначека, в 2016-м – с сочинениями Скрябина и Листа, в 2018-м – с опусами Брамса. В 2017 году вместе со скрипачом Гайком Казазяном записал альбом со скрипичными сонатами Грига, в 2020-м в содружестве с пианистками Мортой Григалюнайте и Саскией Джорджини – сонаты Яначека, Энеску и Гражины Бацевич, в 2021-м совместно с пианистом Лукасом Генюшасом выпустил альбом 24 Preludes («24 прелюдии»; творения Рахманинова и Скрябина). Лауреат молодёжной премии «Парабола» Благотворительного фонда им. Андрея Вознесенского (2017).

  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина»

    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия

    Лядов
    «Волшебное озеро» – сказочная картинка для оркестра

    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Жар-птица»

    II отделение

    Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, op. 23

    В программе возможны изменения

  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.