Top.Mail.Ru
23 апреля 2023
  • 18:00
  • Воскресенье
  • Большой зал

К 190-летию Брамса
БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Феликс Коробов
Пётр Лаул, фортепиано

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    Брамс
    Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор, ор. 15

    Симфония №2 ре мажор, ор. 73

    В программе возможны изменения
  • Программка


В 1855 году 22-летний Иоганнес Брамс писал своей музе, пианистке Кларе Шуман: «Представьте себе только, что мне этой ночью приснилось: будто я использовал свою неудавшуюся симфонию для фортепианного концерта и играю его. И первую часть, и скерцо, и финал – всё страшно длинно и трудно. Я был в полном восторге. Много и прекрасно мне также снились Вы».
Спустя три года сон композитора сбылся (хотя и не полностью) – Брамс играл свой Первый фортепианный концерт 22 января в Ганновере, а затем 27 января в Лейпциге. Первое исполнение было принято прохладно, второе – холодно. Публика посчитала, что всё, как и приснилось Брамсу, «страшно длинно и трудно». Вместо приятных мелодий и блестящей виртуозности – нечто значительное, сочинение, по масштабу идей сопоставимое с симфонией.
Брамса его неудача нисколько не расстроила. «Мне кажется, что произошло лучшее, что может случиться с человеком; это заставляет собраться с мыслями и придаёт мужества. Я ведь ещё только ищу, нащупываю», – признавался в другом письме молодой композитор.


В отличие от Первой симфонии, которую Брамс вынашивал долгих двадцать лет, на создание Второй симфонии у него ушло примерно полгода – лето и осень 1877 года. Вторая симфония – одно из самых светлых и прекрасных произведений композитора. Неудивительно, ведь оно было создано в очаровательном курортном местечке Пёртшах на берегах Вёртеровского озера в Австрии. Все, кто бывал в этих местах, согласятся с Брамсом, что «там мелодии буквально носятся в воздухе». «Это «симфония радости», красоты и гармонии мира – такого, каким хотел (и умел!) видеть его композитор, – пишет доктор искусствоведения Е.М. Царёва. – Вторая симфония – своего рода подарок Брамса жителям приютившей его австрийской столицы, чудесный пейзаж её окрестностей, портрет её «музыкального» прошлого и настоящего. Удивительно, как Брамс избегает «умеренного благодушия» в этой музыке, как он наполняет её жизнью, естественностью увлекательной прогулки, дарующей человеку отдохновение от забот и тревог».

  • Пётр Лаул

    Пётр Лаул – выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуры консерватории, лауреат международных конкурсов.
    Его концерты в России и за рубежом проходят с неизменным аншлагом. Пианист выступает в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Московской консерватории, в Стейнвей-холле, Линкольн-центре в Нью-Йорке, зале Концертгебау в Амстердаме, в Сантори Холл в Токио, на многих других сценах.
    Имя пианиста впервые громко прозвучало, когда в 2000-м году он одержал блестящую победу на конкурсе имени Скрябина в Москве.
    «Первая премия, и совершенно бесспорно, досталась петербуржцу Петру Лаулу. По сравнению со своими соперниками он – хотя и молодой, но уже опытный пианист, пользующийся признанием в северной столице. Ему присущи зрелое мастерство, чувство большой формы, воля и вкус», – писали «Известия».
  • Феликс Коробов

    Феликс Коробов родился в Иркутске. Выпускник Московской консерватории по специальностям «виолончель» и «оперно-симфоническое дирижирование». Также окончил аспирантуру консерватории по специальности «струнный квартет». Дирижёрскую карьеру начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России. В дальнейшем в течение трёх сезонов совмещал должность главного дирижёра в двух ведущих московских театрах – Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» им. Е. Колобова. С 2004 – главный дирижёр Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Выступил музыкальным руководителем многих постановок театра, среди которых постановки опер Моцарта, Верди, Россини, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и многих других. Ввёл в МАМТе практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена. С 2017 регулярно сотрудничает с миланским театром Ла Скала.
  • Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского

    Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 как первый оркестр отечественного радио. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным «певучим» колоритом», – говорил о коллективе композитор Г. Свиридов. Оркестру доверяли премьеры своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Чайковский, Свиридов. БСО в разные годы возглавляли Орлов, Голованов, Гаук, Рождественский. В 1974 году художественным руководителем оркестра стал Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    Брамс
    Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор, ор. 15

    Симфония №2 ре мажор, ор. 73

    В программе возможны изменения
  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.