Top.Mail.Ru
2 февраля 2024
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

Эльвин Хокса Ганиев, скрипка
БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Мариус Стравинский

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Кемаль Ульви Эркин
    Концерт для скрипки с оркестром
    Российская премьера

    Ваксман
    Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен»

    II отделение

    Сибелиус
    «Лемминкяйнен» – четыре симфонические легенды, ор. 22

    В программе возможны изменения



На концерте прозвучит Скрипичный концерт выдающегося турецкого композитора и дирижёра Кемаля Ульви Эркина (1906 – 1972) – члена так называемой турецкой пятёрки композиторов, определивших пути развития современной турецкой музыки.

В 19 лет одарённый юноша был отправлен в рамках государственной программы учиться в Европу, в Парижскую консерваторию. В Париже Эркин брал уроки композиции у знаменитой Нади Буланже, уроки фортепиано – у Исидора Филиппа. По возвращении домой начал преподавать в Музыкальной школе Анкары, а когда в 1936 году (во многом благодаря усилиям Пауля Хиндемита) была создана Анкарская государственная консерватория, Эркин возглавил в ней фортепианное отделение. В 1949 году Кемаль Ульви Эркин стал директором Анкарской консерватории.

На счету композитора – две симфонии, фортепианный и скрипичный концерты, хоровые, камерно-инструментальные произведения и многое другое. В своём творчестве Кемаль Ульви Эркин стремился соединить характерные особенности турецкой народной музыки и западноевропейские музыкальные традиции, осваивал неизвестные в Турции музыкальные жанры и формы.

Сочинения Эркина с успехом исполнялись не только в Турции, но и далеко за её пределами (например, в Советском Союзе). В свою очередь, Эркин знакомил соотечественников с достижениями западноевропейской музыкальной культуры. В частности, перевёл на турецкий язык либретто «Кармен», «Аиды» и «Фиделио», «Фауста», «Севильского цирюльника», «Саломеи» и других опер.

В завершении первого отделения концерта прозвучит Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром Франца Ваксмана.

Солист – Эльвин Хокса Ганиев, лауреат престижных международных конкурсов: имени Давида Ойстраха, Генрика Венявского и Кароля Липиньского, Яши Хейфеца и многих других; скрипач-виртуоз, которого называют «азербайджанским Моцартом». Имя музыканта внесено в «Золотую книгу» молодых талантов Азербайджана. В Зале Зарядье он выступает впервые.

Во втором отделении прозвучат четыре симфонические легенды «Лемминкяйнен» Яна Сибелиуса, вдохновлённые карело-финским эпосом «Калевала».

Сибелиус первым из финских композиторов осуществил сплав достижений европейской музыкальной культуры и национальной музыки.

Героем четырёх симфонических легенд является сказочный богатырь Лемминкяйнен, который не способен долго оставаться на одном месте и отравляется в опасные путешествия. Однажды злая колдунья приказывает молодому воину посетить страну смерти Туонела и убить Туонельского лебедя. Этому эпизоду посвящена третья часть сюиты – «Туонельский лебедь», которая приобрела большую популярность и часто исполняется в концертах отдельно.

Композиционно сюита состоит из четырёх частей – легенд, – которые повествуют о путешествии Лемминкяйнена: первая часть – «Лемминкяйнен и девушки на острове», вторая – «Лемминкяйнен в Туонеле», третья – «Туонельский лебедь», финал – «Возвращение Лемминкяйнена».

  • Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 как первый оркестр отечественного радио. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным «певучим» колоритом», – говорил о коллективе композитор Г. Свиридов. Оркестру доверяли премьеры своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Чайковский, Свиридов. БСО в разные годы возглавляли Орлов, Голованов, Гаук, Рождественский. В 1974 году художественным руководителем оркестра стал Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
  • Эльвин Хокса Ганиев

    Родился в 1997 году в Анкаре. В возрасте пяти лет начал обучаться игре на скрипке у своего деда, профессора Сарвара Ганиева. В восемь лет музыкант впервые выступил с симфоническим оркестром. В 2019 году окончил бакалавриат мадридской Высшей музыкальной школы королевы Софии (класс Захара Брона), в 2022 – магистратуру Ганноверской высшей школы музыки, театра и медиа (класс Кшиштофа Венгжина). Обучается в Университете искусств Фолькванг (класс Алексея Семененко) и Берлинском университете искусств (класс Марка Готони).

    Лауреат Международного конкурса молодых скрипачей им. Кароля Липиньского и Генрика Венявского (Люблин, Польша, 2009; II премия), Московского международного конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха (2013; III премия), Международного конкурса юных скрипачей (Новосибирск, 2016; I премия), Берлинского международного музыкального конкурса (2018; золотая медаль), Венского международного музыкального конкурса (2019; Гран-при), Международного конкурса скрипачей им. Яши Хейфеца (Вильнюс, 2021; приз зрительских симпатий), Международного конкурса скрипачей им. Джордже Энеску (Бухарест, 2021; специальный приз iPalpiti) и др. Лауреат премии Стамбульского фонда культуры и искусств (2019 год). Сотрудничал с такими дирижёрами, как Зубин Мета, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Владимир Ашкенази, Владимир Спиваков, Саша Гётцель, Рауф Абдуллаев, Пласидо Доминго, Жюль ван Хессен, Дэвид Бернард, Дмитрий Лисс и т. д. Выступал в нью-йоркском Карнеги-холле, Берлинской филармонии, Государственном Кремлевском дворце, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, амстердамском Консертгебау, афинском Мегароне, Цюрихском тонхалле, лондонском Альберт-холле и других залах. Основатель Afterimage Ensemble. В 2019 году записал скрипичный концерт Фазыла Сая «1001 ночь в гареме», в 2020 – Поэму для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона, в 2021 – альбом Voyages: Chapter Istanbul («Путешествия. Глава «Стамбул»), куда вошли скрипичные сонаты Джема Эсена и Фазыла Сая. Играет на скрипке Джузеппе Джованни Баттисты Гварнери (1715).

  • Мариус Стравинский

    Родился в 1979 году в Алма-Ате в семье музыкантов. В четыре года начал обучаться игре на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 10 лет учился в Великобритании (в Школе Иегуди Менухина, в Итонском колледже). В 13 лет, после знакомства с Марисом Янсонсом, увлекся дирижированием и начал стажироваться у Игоря Головчина. Участвовал в мастер-классах Кеннета Кислера и Эри Класа. Был ассистентом Клаудио Аббадо на репетициях оперы «Дон Жуан» Моцарта (1998). В 2002 году окончил дирижёрский факультет лондонской Королевской академии музыки, в том же году стал дирижёром-ассистентом в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии и симфоническом оркестре Московского музыкального театра «Геликон-опера». В «Геликон-опере» в течение трёх лет совершенствовал свое мастерство под руководством Владимира Понькина; участвовал в работе над операми «Лулу» Берга, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Сибирь» Джордано, «Мавра» Стравинского, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Кармен» Бизе, спектаклем «Упавший с неба» на музыку Прокофьева. В 2007–2012 годах занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Симфонического оркестра Карельской филармонии, после чего был приглашён Владимиром Юровским на должность дирижёра-ассистента Лондонского филармонического оркестра. С 2013 года музыкант работает с оркестрами Великобритании, Германии, Японии, Австралии. Помимо Лондонского филармонического, среди них Королевский филармонический (Лондон), оркестры Берлинской государственной оперы и Немецкой оперы (Берлин), Токийский филармонический и Квинслендский оркестры.

    Мариус Стравинский регулярно выступает с крупнейшими отечественными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии; участвует в симфонических концертах и оперных спектаклях Мариинского и Михайловского театров. В его дискографии – первые в мире записи Скрипичного концерта Игнаца Брюлля, Фортепианного концерта Павла Пабста, симфонии Саломона Ядассона (лейбл Cameo Classics). Возглавляя оркестр Карельской филармонии, он записал сочинения Мориса Блауэра, Дороти Хауэлл, Джозефа Хольбрука, Сергея Жукова. В сезоне 2016/17 дирижёр основал в Санкт-Петербурге Фестивальный оркестр; первым проектом с его участием стало исполнение «Царя Эдипа» Стравинского в Александринском театре. В числе основных событий сезона 2018/19 – оперные и балетные постановки в Берлине, дебют с Симфоническим оркестром Баварского радио, концерты с Лондонским филармоническим оркестром и гастрольный тур по Японии с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова.

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Кемаль Ульви Эркин
    Концерт для скрипки с оркестром
    Российская премьера

    Ваксман
    Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен»

    II отделение

    Сибелиус
    «Лемминкяйнен» – четыре симфонические легенды, ор. 22

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.