Симфонический оркестр
Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев
-
Продолжительность
1 отделение 70 минут; 2 отделение 35 минут -
Программа
I отделение
Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии»
III действие оперы в концертном исполнении
Картина первая: Великий Китеж
II отделение
Симфонический антракт «Сеча при Керженце»
Картина вторая: У озера Светлый Яр
Мусоргский
«Картинки с выставки»
оркестровая редакция Мориса Равеля
В программе возможны изменения
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстер – Константин Рылов
Действующие лица и исполнители:
Феврония – Ирина Чурилова, сопрано
Княжич Всеволод – Александр Трофимов, тенор
Князь Юрий Всеволодович – Станислав Трофимов, бас
Гришка Кутерьма – Андрей Попов, тенор
Федор Поярок – Эдем Умеров, баритон
Отрок – Юлия Маточкина, меццо-сопрано
Бедяй – Михаил Петренко, бас
Бурундай – Владимир Феляуэр, бас
Китежане, татары: артисты хора Мариинского театра
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Само ее длинное название адресует к былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу. Думается, что главные слова в этом названии – «невидимый» и «дева». В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало смутных времен в России, композитор много размышлял о драматической судьбе родины и уже предчувствовал новые испытания, которые ей предстояло пережить. Он писал о «душных, тревожных состояниях», беспокоивших его, и грезил о «невидимой», то есть призрачно-идеалистической, затерянной в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси».
В философии этой оперы (а к ней нужно относиться именно как к философскому труду) много аллюзий и подтекстов. Сам сюжет ее мифологичен и в существе своем близок к библейским притчам: это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить» (слова самого Римского-Корсакова) искренностью и истовостью веры. Не случайно поэтому половину оперного действия занимают молитвы, коллективные или потаенно-исповедальные. А весь интонационный строй «Китежа» как бы всматривается вглубь, в исконные, сакральные первоосновы «русского духа».
В этот последний период своей жизни Римский-Корсаков находился на вершине творческой зрелости, но постоянно занимался обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным…» Речь идет об особой манере вокального письма, близкой к древним крестьянским распевам. Именно в «Китеже» результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.
Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года напряженных репетиций. Впоследствии театр неоднократно обращался к «Китежу»: постановки 1910, 1918, 1958, 1994 и 2001 годов.
Грандиозный духовный труд композитора, помещенный в партитуру «Китежа», до сих пор остается актуальным и даже злободневным.
Организатор: НО «Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева»
ИНН 7709402778
Юридический адрес:129090, г.Москва, вн.тер. г. Муниципальный Округ Мещанский, ул Щепкина, дом 33, этаж/помещ./ком. 2/I/19;20
Это мероприятие не участвует в программе скидок Московского концертного зала «Зарядье»
-
Продолжительность
1 отделение 70 минут; 2 отделение 35 минут -
Программа
I отделение
Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии»
III действие оперы в концертном исполнении
Картина первая: Великий Китеж
II отделение
Симфонический антракт «Сеча при Керженце»
Картина вторая: У озера Светлый Яр
Мусоргский
«Картинки с выставки»
оркестровая редакция Мориса Равеля
В программе возможны изменения