Top.Mail.Ru
13 апреля 2024
  • 13:00
  • Суббота
  • Малый зал

Показ записи оперы
Пуччини «Тоска»

  • Продолжительность

    123 минуты без антракта


Показ записи цикла опер Театра Ан дер Вин

Тоска – Кристине Ополайс
Марио Каварадосси – Джонатан Тетельман
Скарпиа – Габор Бретц
Шарроне – Рафал Павнук
Чезаре Анджелотти – Иван Зиновьев

Режиссёр – Мартин Кушей
Дирижёр – Марк Альбрехт
Художник – Аннет Муршец
Художник по костюмам – Зю Зигмунд
Художник по свету – Райнхард Трауб

Вступительное слово – Алексей Парин

Раскалённая история в снежных пейзажах

Великий австрийский режиссёр среднего поколения Мартин Кушей вернулся в оперу и поставил свой типичный деконструкционистский спектакль, не оставляющий камня на камне от пуччиниевской мелодрамы.

Каварадосси, кажется, совсем не любит свою истеричную примадонну Тоску, отдавая предпочтение сдержанной патрицианке маркизе Аттаванти. В этой стране всё завалено снегом, но люди не могут толком ему противостоять: кого-то выгоняют на улицу в нижнем белье, а заключённым в робах утлых шахтёров остаётся тупо петь по-латински церковные гимны. Единственный человек, которому снег и мороз не страшны, это полицейский тиран Скарпья – на нём пышная песцовая шуба, поверх белоснежного костюма-тройки. Все трое протагонистов погибают, но и без их смерти картина жизни в этой задавленной и зачищенной стране вызывает только ужас.

Великий режиссер Мартин Кушей ушёл из оперы, потому что решил, что он сказал более или менее всё своим деконструированием. Между тем он не только изящно строил деконструкцию оригинала, но и умел пугать, как никто: после его «Саломеи» в Граце я думал, что вслед за миром на сцене реальный мир тоже обрушился в тартарары. Но город снаружи оказался целым… Кушей продолжал ставить драмы в венском «Бургтеатре» – его «Фауст» и «Дон Карлос» так обнажили внутренний кошмар, заключенный в обеих пьесах, что захватило дух от ужаса. 
В новой «Тоске» режиссёр пошёл даже на некоторые изменения в тексте либретто, заменив, например, слово chiesa (церковь) на neve (снег), потому что всё происходящее происходит лютой зимой, когда всё завалено махиной снега. Каварадосси (американец Джонатан Тетельман) вряд ли любит Тоску (латышка Кристина Ополайс) – мы видим ее изящную соперницу маркизу Аттаванти, которая к тому же становится активной соучастницей полицейских разборок. Скарпья (венгр Габор Бретц) утверждает, что не прибегает к насилию, но несколько раз звучно бьёт примадонну по щекам и относится к ее телу, как к броскому товару из секс-шопа. Мелодраматические черты оперы подчёркнуты и сценически, и музыкально: дирижёр Марк Альбрехт доходит почти до саркастических интонаций. Часто лирика превращается в истерику, драма в гиньоль. Будете смотреть эту «Тоску» – забудьте о нежностях любви и всепобеждающей страсти. Тут как в анекдоте – жизнь жёстче. Может случиться, увидите на сцене голое тело, у которого отрублена голова…

  • Алексей Парин

    Алексей Парин – театровед, музыкальный критик, либреттист, переводчик, поэт. Автор статей и книг по музыкальному театру. Известен как ведущий музыкальных передач на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Орфей». Художественный руководитель многих музыкальных проектов. Автор десятка оперных либретто.

  • Продолжительность

    123 минуты без антракта
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.