29 ноября 2021
Сергей Ахунов «Рождественский пост» Мировая премьера
-
Продолжительность
65 минут без антракта
Оркестр MUSICA VIVA
Дирижёр – Валентин Урюпин
Музыкальная драма в семи частях на текст Сергея Завьялова
Оркестр MUSICA VIVA
Дирижёр – Валентин Урюпин
Ассистент дирижёра – Ольга Власова
Новый Русский Квартет
МИНИН-ХОР
Художественный руководитель – Тимофей Гольберг
Ансамбль Ex Libris
Художественный руководитель – Даниил Саяпин
Чтецы: Надежда Маркина, Татьяна Бондаренко, Сергей Шнырев, Сергей Завьялов
Владимир Байков, бас
Постановка – Сергей Ахунов
Видео – Михаил Суротдинов
В постановке использованы отрывки из фильма «Третья Мещанская» режиссёра Абрама Роома 1928 г.
«Не так много времени прошло с тех пор, как я впервые познакомился с поэмой Сергея Завьялова «Рождественский пост» – и был совершенно пленён. Обнаружить такой необычный и крайне интересный текст было большой удачей. Невероятно гибкий, лишённый рифмы, но в тоже время чётко структурированный, он открывал большие возможности для написания музыки и благодаря этому именно музыка становится главным героем драмы.
Всё в этом тексте странно – и поминания святых по церковному календарю, среди которых, например, праведный Фулвиан, князь эфиопский, поминаемый 29-го ноября и совершенно неуместный в блокадном советском городе середины XX века. Или разрешённая монастырским уставом еда рядом с продовольственными карточками, норма которых абсолютно недостаточна для поддержания жизни в человеке. При этом текст совершенно лишён искусственности и какой-либо идеологии. Церковь, существующая 2000 лет, сохраняющая определённый порядок жизни и при войнах, и при других катаклизмах, естественным образом приходит к календарному празднику Рождества, несмотря на то, что это Рождество 1942 года в Ленинграде.
Драма затрагивает глубочайшие вопросы, на которые нет и быть не может общих ответов: Что означает рождение Иисуса Христа в мир, если с Его рождением практически ничего не меняется? Что стало с этим миром за 2000 лет с тех пор, как в него пришёл Сын Божий, и в котором люди также продолжают умирать от голода и страдания? В чём заключается мужество и героизм человека, все силы которого уходят не на борьбу с врагом, а на то, чтобы человеком остаться? Да и ода римского поэта Горация, появляющаяся в 7-й части драмы и воспевающая мужество героев, выглядит двусмысленно на фоне умирающего города».
Я посвящаю эту музыку моей маме.
© Сергей Ахунов
Действие драмы происходит в блокадном Ленинграде. Автор разбивает действие на семь частей, каждая их которых соответствует одной из недель Рождественского поста в период с 29 ноября 1941 года по 7 января 1942 года.
Части делятся на методично повторяющиеся разделы: прогноз погоды, поминание святых по церковному календарю и разрешённая монастырским уставом трапеза, в параллель ей – норма продуктов, выдаваемых по продовольственным карточкам, патологоанатомическое описание симптомов алиментарной дистрофии, сводки Совинформбюро, рассказывающие, по контрасту с умирающим городом, о победе Красной армии под Москвой и, наконец, строфы Богородичной песни, поющейся на Всенощной в конце очередной недели, унесшей новые десятки тысяч жизней.
В центре каждого раздела – эпизоды из жизни рядовой ленинградской семьи: отец, инвалид предыдущей войны, умирает от голода; полуграмотная мать с трудом понимает, что вокруг происходит; ребёнок, теряя силы, уходит в мир гастрономических фантазий. Рядом – соседи по коммунальной квартире: женщина, впадающая в голодный психоз, старик-интеллигент, сочиняющий вдохновенные модернистские стихи о красоте мертвого города. Мы всё глубже и глубже погружаемся в реальность блокадного города.
Рождество как избавление или как традиция церковного уклада? Возможно в этот вечер каждый зритель попробует найти для себя ответ на этот вопрос.
С 8 ноября 2021г. посещение концертов возможно только при наличии QR кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (срок действия – 72 часа), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС).
Дирижёр – Валентин Урюпин
Музыкальная драма в семи частях на текст Сергея Завьялова
Оркестр MUSICA VIVA
Дирижёр – Валентин Урюпин
Ассистент дирижёра – Ольга Власова
Новый Русский Квартет
МИНИН-ХОР
Художественный руководитель – Тимофей Гольберг
Ансамбль Ex Libris
Художественный руководитель – Даниил Саяпин
Чтецы: Надежда Маркина, Татьяна Бондаренко, Сергей Шнырев, Сергей Завьялов
Владимир Байков, бас
Постановка – Сергей Ахунов
Видео – Михаил Суротдинов
В постановке использованы отрывки из фильма «Третья Мещанская» режиссёра Абрама Роома 1928 г.
«Не так много времени прошло с тех пор, как я впервые познакомился с поэмой Сергея Завьялова «Рождественский пост» – и был совершенно пленён. Обнаружить такой необычный и крайне интересный текст было большой удачей. Невероятно гибкий, лишённый рифмы, но в тоже время чётко структурированный, он открывал большие возможности для написания музыки и благодаря этому именно музыка становится главным героем драмы.
Всё в этом тексте странно – и поминания святых по церковному календарю, среди которых, например, праведный Фулвиан, князь эфиопский, поминаемый 29-го ноября и совершенно неуместный в блокадном советском городе середины XX века. Или разрешённая монастырским уставом еда рядом с продовольственными карточками, норма которых абсолютно недостаточна для поддержания жизни в человеке. При этом текст совершенно лишён искусственности и какой-либо идеологии. Церковь, существующая 2000 лет, сохраняющая определённый порядок жизни и при войнах, и при других катаклизмах, естественным образом приходит к календарному празднику Рождества, несмотря на то, что это Рождество 1942 года в Ленинграде.
Драма затрагивает глубочайшие вопросы, на которые нет и быть не может общих ответов: Что означает рождение Иисуса Христа в мир, если с Его рождением практически ничего не меняется? Что стало с этим миром за 2000 лет с тех пор, как в него пришёл Сын Божий, и в котором люди также продолжают умирать от голода и страдания? В чём заключается мужество и героизм человека, все силы которого уходят не на борьбу с врагом, а на то, чтобы человеком остаться? Да и ода римского поэта Горация, появляющаяся в 7-й части драмы и воспевающая мужество героев, выглядит двусмысленно на фоне умирающего города».
Я посвящаю эту музыку моей маме.
© Сергей Ахунов
Сладко и красиво умереть за родину
Смерть догонит бросившегося бежать
Она не пожалеет ни дрожащих поджилок
Ни втянутых в плечи голов безоружных подростков...
Действие драмы происходит в блокадном Ленинграде. Автор разбивает действие на семь частей, каждая их которых соответствует одной из недель Рождественского поста в период с 29 ноября 1941 года по 7 января 1942 года.
Части делятся на методично повторяющиеся разделы: прогноз погоды, поминание святых по церковному календарю и разрешённая монастырским уставом трапеза, в параллель ей – норма продуктов, выдаваемых по продовольственным карточкам, патологоанатомическое описание симптомов алиментарной дистрофии, сводки Совинформбюро, рассказывающие, по контрасту с умирающим городом, о победе Красной армии под Москвой и, наконец, строфы Богородичной песни, поющейся на Всенощной в конце очередной недели, унесшей новые десятки тысяч жизней.
В центре каждого раздела – эпизоды из жизни рядовой ленинградской семьи: отец, инвалид предыдущей войны, умирает от голода; полуграмотная мать с трудом понимает, что вокруг происходит; ребёнок, теряя силы, уходит в мир гастрономических фантазий. Рядом – соседи по коммунальной квартире: женщина, впадающая в голодный психоз, старик-интеллигент, сочиняющий вдохновенные модернистские стихи о красоте мертвого города. Мы всё глубже и глубже погружаемся в реальность блокадного города.
Рождество как избавление или как традиция церковного уклада? Возможно в этот вечер каждый зритель попробует найти для себя ответ на этот вопрос.
С 8 ноября 2021г. посещение концертов возможно только при наличии QR кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (срок действия – 72 часа), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС).
-
Продолжительность
65 минут без антракта