Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
3 апреля 2024
  • 19:00
  • Среда
  • Малый зал

«Метаморфозы звука»
Île Thélème Ensemble

  • Продолжительность

    70 минут без антракта
  • Программа

    Мессиан
    Три мелодии для голоса и фортепиано

    Шимановский
    «Мифы» – три поэмы для скрипки и фортепиано, op. 30

    Равель
    «Мадагаскарские песни» для голоса, флейты, виолончели и фортепиано

    Ретинский
    Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

    В программе возможны изменения

Наталья Соколовская, художественный руководитель, фортепиано
Аяко Танабе, скрипка
Сергей Суворов, виолончель
Татьяна Бикмухаметова, сопрано



Музыка, которую всё ещё принято называть современной (современен ли Прокофьев? Штокхаузен? Монтеверди?), всегда предлагает слушателю отказаться от прежних способов восприятия. Герои древних мифов переживают метаморфозы, композиторы открывают новые звуковые миры, в которых воображение и чувство опережают реальность, тембры инструментов и музыкальные темы преображаются. Программа Île Thélème Ensemble повествует о волшебных превращениях: женщина становится ангелом, нимфа – ручьем, шум – музыкальной темой, а смерть умирает. 

Оливье Мессиан создал вокальный цикл «Три мелодии» в 1930, когда ему было 22 года. За три года до этого умерла его мать, поэтесса Сесиль Соваж. Когда она была беременна сыном, вышла её книга стихов «Зарождающаяся душа». Десятилетия спустя композитор признавался, что главные его интересы и темы творчества – пение птиц, индуистская мифология, искусство Японии и другие – сформировались благодаря её стихам. Первая и третья песни цикла («Почему?», «Потерянная невеста») написаны на слова самого композитора, вторая («Улыбка») – на стихотворение матери. В первый и последний раз в жизни он положил на музыку не свой текст. Изысканная, переливчатая и меланхоличная музыка Мессиана здесь часто напоминает стиль Клода Дебюсси, а стихи – любимую им поэзию символистов. 

Кароль Шимановский сочинил цикл поэм для скрипки и фортепиано «Мифы» в 1915 году. За чувственной красотой и блеском его импрессионистских зарисовок скрыты отчаяние и страх. В поэме Овидия «Метаморфозы» герои мифов скрываются от гнева безудержной любви богов, превращаясь в растения, созвездия, водные потоки. Жестокая эротика многих античных сюжетов связана с преследованием и подглядыванием, сила желания в них превращает живое в неживое. Музыкальное развитие во всех трёх пьесах («Фонтан Аретузы», «Нарцисс», «Дриады и Пан») построено по общей схеме: экспозиция персонажей, процесс превращения, результат.

«Мадагаскарские песни» Мориса Равеля написаны на текст стихотворений в прозе Эвариста Дезире де Форжа де Парни – французского поэта XVIII века, – семья которого была в числе первых колонистов на Мадагаскаре. Метаморфозы в этом вокальном цикле можно уловить, постоянно меняя слушательскую оптику, сличая традиционные приёмы музыкального ориентализма и вполне реалистичную изобразительность.

Трио Алексея Ретинского, завершающее программу, продолжает идею трансформаций. Произведение написано в 2007 году. Это одна из ранних работ композитора, созданная в консерваторские годы. 

  • Île Thélème Ensemble

    Île Thélème Ensemble – это содружество музыкантов, которым подвластны все форматы и стили камерной музыки: дотошное следование духу и букве авторского текста и свободная импровизация, лёгкое, прозрачное звучание в лучших традициях исторически информированного исполнительства и смелые экскурсы в неизведанные области современных техник. Из молодого коллектива, созданного в 2020 году, Île Thélème Ensemble превратился в одно из самых ярких явлений российского музыкального пространства.

    Интеллектуально взвешенная и одновременно страстная манера исполнения, интерес к малоизвестной или совершенно неизвестной музыке, концептуальные программы, в которых произведения далёкого прошлого вступают в диалог с новейшей музыкой – всё это составляет суть творческого метода ансамбля. В его репертуаре – музыка от Средневековья до наших дней, при этом особое место отводится несправедливо недооцененным, забытым или ещё не получившим широкой известности произведениям.

    Музыканты Île Thélème Ensemble неоднократно принимали участие в Дягилевском фестивале (Пермь) и ведут постоянную концертную деятельность, совмещая выступления на московских сценах с музыкальными площадками в регионах, а также регулярно выступают в качестве резидентов в московском художественном пространстве Île Thélème.

    Солисты ансамбля сотрудничают с ведущими музыкантами: Теодором Курентзисом, Владимиром Спиваковым, Натальей Гутман, Александром Рудиным, Валентином Урюпиным, Николаем Луганским, Элисо Вирсаладзе, Анатолием Левиным, Полиной Осетинской, Еленой Ревич, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном и многими другими.

  • Продолжительность

    70 минут без антракта
  • Программа

    Мессиан
    Три мелодии для голоса и фортепиано

    Шимановский
    «Мифы» – три поэмы для скрипки и фортепиано, op. 30

    Равель
    «Мадагаскарские песни» для голоса, флейты, виолончели и фортепиано

    Ретинский
    Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.