Top.Mail.Ru
23 декабря 2022
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

Густав Холст «Планеты»

  • Продолжительность

    80 минут без антракта
  • Программа

    Нильсен
    «Гелиос», увертюра для оркестра, op. 17

    Холст
    «Планеты», симфоническая сюита, op. 32
    Марс, вестник войны
    Венера, вестник мира
    Меркурий, крылатый посланник
    Юпитер, приносящий радость
    Сатурн, вестник старости
    Уран, волшебник
    Нептун, мистик
    В программе возможны изменения
НФОР. Дирижёр – Арсентий Ткаченко
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей»
Художественный руководитель и главный дирижёр – Лев Конторович

Видеохудожник – Александра Комарова
Режиссёр – Екатерина Василёва

Во время исполнения симфонической сюиты будут показаны видеопроекции, созданные в эстетике средневековых гравюр с живыми фактурами, отражающие характер каждой из планет.

«Планеты» – симфоническая сюита английского композитора Густава Холста, написанная в 1914–1917 годах. Каждая часть сюиты названа в честь одной из планет Солнечной Системы.

1. Марс, Вестник Войны
2. Венера, Вестник Мира
3. Меркурий, Крылатый Посланник
4. Юпитер, Вестник Радости
5. Сатурн, Вестник Старости
6. Уран, Волшебник
7. Нептун, Мистик

Интересно, что концепция произведения астрологическая, а не астрономическая. Именно поэтому Земля, наряду с Солнцем и Луной, не включена в перечень частей, несмотря на присутствие в «Планетах» нетрадиционных Урана и Нептуна. Каждая часть сюиты предназначена для передачи идей и эмоций, связанных с астрологическим влиянием планет. 

Сама идея «Планет» была предложена Холсту английским писателем Клиффордом Баксом, познакомившим его с астрологией, когда они вместе с небольшой группой английских художников отдыхали на Майорке весной 1913 года. Холст очень заинтересовался этой наукой и ради забавы составлял гороскопы для своих друзей. 

Изначально при работе над сочинением Густав Холст создал версию «Планет» для двух фортепиано, за исключением последней части – её он написал для органа, так как по мнению композитора, звук фортепиано – слишком жёсткий для описания таинственного и далёкого мира. В создании иллюзорного и фантастического мира композитор использует женский хор, поющий с закрытым ртом – такой же приём использует Дебюсси в третьей части «Ноктюрнов». 

Затем автор сделал оркестровку сюиты для большого оркестра, и уже в этом виде она обрела всемирную известность. Использование Холстом навыков оркестровки было очень образным и красочным, показывая влияние Стравинского, Шёнберга, Римского-Корсакова и Глазунова. Это привело к немедленному успеху сюиты у самой широкой аудитории как на родине Холста, так и за рубежом. 

Несмотря на то, что сюита по сей день остаётся самым популярным произведением композитора, сам Густав не считал «Планеты» в числе своих лучших творений и впоследствии даже жаловался, что популярность «Планет» полностью превзошла другие его сочинения. 

Густав Холст – английский музыкант и композитор. Холст родился 21 сентября 1874 года в Челтнеме (графство Глостершир), его отец был пианистом, дед и прадед – композиторами. Густав окончил школу в Челтнеме, затем изучал композицию в лондонском Королевском музыкальном колледже, где осваивал игру на тромбоне. Он намеревался стать пианистом, однако этому помешал неврит правой руки. Еще в студенчестве Холст дирижировал «социалистическим хором» в доме У. Морриса и изучал санскрит в Школе восточных языков. Свою профессиональную деятельность композитор начал первым тромбонистом в оперной труппе К. Розы. Под воздействием композитора Ральфа Воан-Уильямса (их дружба длилась много лет) он загорелся идеей о возрождении народной английской песни и переиздании старинных английских мотетов, мадригалов и песен с аккомпанементом лютни. Первой выдающейся работой Холста как композитора стала короткая камерная опера Савитри, а первым произведением, признанным публикой, – «Планеты».
  • Арсентий Ткаченко

    Арсентий Ткаченко окончил ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина (2012).В 2016 году впервые выступил в качестве дирижёра-постановщика, представив премьеру рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание». С сезона 2019/20 – второй дирижёр НФОР, c 2022 года – заместитель художественного руководителя. Сотрудничает с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (с сезона 2021/22 – постоянный приглашённый дирижёр), Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и другими коллективами.
  • Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. В составе НФОР объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов – все эти качества отличают художественного руководителя оркестра и главного дирижёра Владимира Спивакова и созданный им коллектив.
  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения»

    Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В.Свешников. В разное время им руководили такие замечательные музыканты, как Н.С.Голованов, И.М.Кувыкин, К.Б.Птица, Л.В.Ермакова. В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашён профессор Лев Конторович. Под его руководством обновлённый состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист. За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a’cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). С Большим хором в разное время работали такие выдающиеся дирижёры, как Е.Светланов, М.Ростропович, В.Спиваков, Д.Китаенко, В.Федосеев, Х.Риллинг, Г.Рождественский, А.Дзедда, Э.Морриконе, В.Юровский, М.Плетнев, К.Эшенбах; певцы Е.Образцова, И. Архипова, Н.Гедда, Д.Хворостовский, А.Нетребко, М.Гулегина, Д.Алиева, В.Ладюк, Д.Корчак, З.Соткилава, Е.Нестеренко, Р.Аланья, А.Георгиу и многие другие. Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии.

     

  • Продолжительность

    80 минут без антракта
  • Программа

    Нильсен
    «Гелиос», увертюра для оркестра, op. 17

    Холст
    «Планеты», симфоническая сюита, op. 32
    Марс, вестник войны
    Венера, вестник мира
    Меркурий, крылатый посланник
    Юпитер, приносящий радость
    Сатурн, вестник старости
    Уран, волшебник
    Нептун, мистик
    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.