Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
29 марта 2024
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

Валентин Малинин, фортепиано
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Александр Соловьёв

  • Продолжительность

    1 отделение 45 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Стравинский
    Фантастическое скерцо, ор. 3

    Скрябин
    Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, op. 20

    II отделение

    Черепнин
    «Заколдованное царство»

    Прокофьев
    Симфония № 3 до минор, ор. 44

    В программе возможны изменения



Игорь Стравинский – композитор, открывший своим творчеством весь XX век. Мотивы из его сочинений находят отражение почти во всех музыкальных сочинениях минувшего столетия. «Фантастическое скерцо» для оркестра – одно из ранних произведений Стравинского, в котором уже отчётливо слышны черты стиля композитора.

Николай Черепнин в начале XX века получил известность как автор балета «Павильон Армиды», который открыл первый сезон «Русских балетов» Дягилева. Перу Черепнина принадлежат шестнадцать балетов, оперы, кантатно-ораториальные сочинения, а также оркестровые произведения, среди которых оркестровая поэма «Зачарованное царство», вдохновлённая волшебным миром сказки «Жар-птица».

Свой единственный Фортепианный концерт 27-летний Александр Скрябин впервые исполнил 28 ноября 1898 года в театре Санкт-Петербургской консерватории с оркестром под управлением В.И. Сафонова. Исполнение, судя по отзывам современников, оказалось не слишком удачным. Критик «Русской музыкальной газеты» назвал Скрябина исполнителем «ниже среднего уровня», заявив, что «понять и оценить совершенно новую пьесу при таком невыгодном освещении, было затруднительно».

Александр Скрябин был блестящим пианистом – Московскую консерваторию он окончил с золотой медалью именно как пианист (в классе В.И. Сафонова), а не композитор (был отчислен из класса А.С. Аренского).

Сам композитор объяснял неуспех премьеры трагедией в семье дирижёра. В тот вечер Василий Ильич Сафонов получил известие о внезапной болезни своей 15-летней дочери (к несчастью, скончавшейся), но из чувства долга не стал отменять выступление. Так или иначе, но концерт был по достоинству оценён позднее. В 1902 году Скрябин получил за него Глинкинскую премию.

Обширное симфоническое наследие Сергея Прокофьева складывается из четырёх жанров – сюит, концертов, одночастных симфонических произведений и симфоний. Перу композитора принадлежат семь симфоний, каждая из которых занимает особое место в творчестве Прокофьева. Третью симфоний композитор создал на материале своей оперы «Огненный ангел». Премьера симфонии состоялась в Париже в 1929 году.

  • Валентин Малинин

    Родился в 2001 году в Нижнем Новгороде. Российский пианист и композитор, студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Обладатель II премии и серебряной медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, победитель XXV Международного конкурса им. Скрябина (Италия), лауреат Международного конкурса пианистов им. Ф. Бузони (Италия), участник крупнейших международных музыкальных фестивалей Rheingau Music Festival (Германия), Rafael Orozco Piano Festival (Испания). Лауреат международных конкурсов композиторов. В 2022 году в сотрудничестве с лейблом Naxos выпустил диск с музыкой Шостаковича, Прокофьева, Скрябина и Гранадоса и фортепианной фантазией «Искатели жемчуга» собственного сочинения.

  • Александр Соловьёв

    Александр Соловьёв в 1998 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных как хоровой дирижёр, в 2000 году прошёл ассистентуру-стажировку у В. Семенюка, а в 2006 году – ассистентуру-стажировку по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» у В. Федосеева. В 1998 – 2006 годах брал уроки у А. Каца.

    С 1995 по 2010 – второй дирижёр Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Минина. С 2001 по 2020 годы преподавал на кафедре хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных (с 2008 года – доцент), с 2011 по 2020 – на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2011–2014 годах руководил симфоническим оркестром РАМ.

    В 2010 стал победителем на Международном конкурсе дирижёров им. Д. Митропулоса в Афинах (Греция).

    С 2009 года более десяти лет сотрудничал с Центром оперного пения Г. Вишневской. С 2011 по 2020 годы был дирижёром Большого театра России и Молодёжной программы ГАБТ.

    В декабре 2020 года Александр Соловьёв занял пост главного дирижёра Михайловского театра, с 1 июля 2022 года – музыкального руководителя и главного дирижёра.

    В настоящее время Александр Соловьёв – председатель экспертного совета и член жюри Национальной оперной премии «Онегин». С 2021 года преподаёт в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (с 2023 года – профессор).

    Среди музыкантов, с которыми сотрудничал артист, дирижёры: В. Федосеев, С. Сондецкис, В. Спиваков, М. Плетнёв, В. Синайский, М. Виотти, Ф. Луизи, Э. Пидо, Э. Мацолла – вокалисты: Е. Нестеренко, З. Соткилава, И. Архипова, М. Касрашвили, М. Гулегина, Х. Герзмава, П. Бурчуладзе, И. Абдразаков, Т. Аллен, Л. Нуччи – пианисты: Н. Луганский, Д. Мацуев, А. Гиндин – виолончелист А. Рамм, скрипач А. Притчин. Александр Соловьёв сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, оркестром «Новая Россия», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Оркестром Пражского радио, Филармоническим оркестром имени А. Тосканини (Парма), Orchestra of Colours (Афины), Симфоническим оркестром Дома музыки в Порту.

  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Вместе с тем, Российский национальный оркестр с самых первых шагов оправдывал свое название, уделяя огромное внимание концертной деятельности внутри страны. Когда в трудные времена 1990-х столичные оркестры практически прекратили выезды в провинцию и устремились в гастрольные поездки на Запад, РНО начал проводить Волжские турне. Грандиозный просветительский проект для жителей городов Поволжья стал первым в ряду последовавших акций других известных исполнителей и коллективов, послужив для них наглядным примером.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижёры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Еще одним художественным открытием стал фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. На протяжении почти двадцати пяти лет РНО представляет серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству», а также выступает для членов семей погибших в результате Чернобыльской аварии. Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review).

    В 2022 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Александр Рудин.

  • Продолжительность

    1 отделение 45 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Стравинский
    Фантастическое скерцо, ор. 3

    Скрябин
    Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, op. 20

    II отделение

    Черепнин
    «Заколдованное царство»

    Прокофьев
    Симфония № 3 до минор, ор. 44

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.