Top.Mail.Ru
20 апреля 2024
  • 19:00
  • Суббота
  • Малый зал

Рустам Комачков, виолончель
Алексей Гориболь, фортепиано 

  • Продолжительность

    1 отделение 35 минут, 2 отделение 30 минут
  • Программа

    I отделение

    Дебюсси
    Соната для виолончели и фортепиано ре минор

    Бриттен
    Соната для виолончели и фортепиано до мажор

    II отделение

    Десятников
    «Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано

    Шнитке
    Соната для виолончели и фортепиано № 1, ор. 129

    В программе возможны изменения



Концертная программа Рустама Комачкова (виолончель) и Алексея Гориболя (фортепиано) – уникальный «каталог» развития виолончельной музыки ХХ века и увлекательное путешествие для слушателей в мир художественных перекличек, параллелей, посвящений.

В начале ХХ века композиторы всё чаще обращаются к прошлому, как источнику музыкальных идей, а порой, как почве для обретения устойчивости в стремительно меняющемся мире.

Сонату для виолончели и фортепиано Клод Дебюссии написал в последние годы жизни (1915). Она была первой в ряду задуманных композитором шести сонат в старинном стиле для различных инструментов. Тяжело больной, угнетённый событиями Первой мировой войны, композитор обращается к творчеству французских клавесинистов – Жана-Филиппа Рамо, Франсуа Куперена, которые, по словам Дебюсси, «обладали секретом того глубокого изящества, тех эмоций без эпилепсии, от которых мы отрекаемся, как неблагодарные дети». Первоначально он предпослал сонате заголовок, отсылающий к образности итальянской комедии масок – «Пьеро, поссорившийся с луной», но в последствии отказался от программного заглавия.

В виолончельной партии композитор предоставляет исполнителю возможность «показать себя»: кантилена и пассажи, игра за подставкой и на грифе, быстрые переходы между пиццикато и игрой смычком, скачки. В звучании виолончели можно «услышать» и арфу, и гитару, и даже духовые и ударные инструменты.

Сочинения Леонида Десятникова часто имеют прототипы, объекты «оммажа» или источники музыкальных цитат. Ироничный композитор на вопрос «Вам нравится использовать цитаты?», снисходительно улыбнувшись, ответил: «Что значит "нравится"? Это жизненная необходимость»! Повод для «Вариаций на обретение жилища» для виолончели и фортепиано абсолютно личный – получение долгожданной квартиры в Ленинграде. Тема вариаций — тема финала «Прощальной симфонии» Гайдна (целиком она звучит только в конце пьесы). Помимо Гайдна среди «гостей» на «новоселье» узнаются Малер, мужик с гармоникой, а также индусы, «подарившие западным композиторам идеи репетитивной музыки». Но все эти возникающие ассоциации не заслоняют всегда неповторимого и узнаваемого стиля Леонида Десятникова.

Виолончелист Мстислав Ростропович – эпоха в развитии виолончельного искусства ХХ века. Ученик выдающихся советских музыкантов (Семёна Козолупова, Виссариона Шебалина, Сергея Сергеевича Прокофьева, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича) он был разносторонне одарённой личностью. Он признавался, что на формирование его как музыканта огромное влияние оказали три композитора: Прокофьев, Шостакович и Бенджамин Бриттен. Ответным выражением профессионального преклонения и человеческой дружбы со стороны Бриттена стала посвящённая Ростроповичу Соната, op. 65 (1961) для виолончели и фортепиано.

Соната для виолончели и фортепиано Альфреда Шнитке № 1, op. 129 (1978) посвящена Наталии Гутман – представительнице звёздного поколения советских исполнителей 1960-х – 1990-х годов, окончившей аспирантуру у М.Л. Ростроповича. Её выдающимися партнерами были С. Рихтер, О. Каган, Э. Вирсаладзе, М. Аргерих, А. Любимов, Ю. Башметом и многие другие. Наталии Гутман также посвятили свои сочинения Э. Денисов, С. Губайдуллина.

Прикосновение к этим эпохальным виолончельным сочинениям, несущим в себе память о времени написания, выдающихся виолончелистах и композиторах ХХ века, – это большая ответственность. На сцене Зала Зарядье сочинения исполнят Рустам Комачков и Алексей Гориболь.

  • Рустам Комачков

    Рустам Комачков окончил Музыкальное училище имени Гнесиных и Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, там же прошёл ассистентуру-стажировку. В числе его учителей – А. Бендицкий, В. Фейгин, А. Князев и Н. Гутман.   

    Лауреат всероссийских и международных конкурсов, ведёт активную концертную деятельность как солист и выступает в составе камерных ансамблей. 

    Гастролировал в городах России, в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Южной Корее, Аргентине и других странах, выступал во многих известных концертных залах мира. 

    Играл под управлением дирижёров: Александра Сладковского, Владимира Федосеева, Михаила Татарникова, Владимира Понькина, Владимира Вербицкого, Александра Рудина, Теодора Курентзиса и других.

    Уделяет значительное внимание камерной музыке, сотрудничал с Наталией Гутман, Алексеем Гориболем, Евгением Стародубцевым, Михаилом Воскресенским, Алексеем Любимовым и другими.

    Музыкант сотрудничает с ведущими коллективами страны: Государственный академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Государственный симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром России имени П.И. Чайковского, оркестром «Новая Россия», академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и другими. 

    Участник международных фестивалей: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану», «Московская осень», фестиваль Святослава Рихтера в Тарусе, Дягилевского фестиваля в Перми, Собиновского фестиваля в Саратове, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, «В сторону Выборга», в Курессааре (Эстония) и других.

    Рустам Комачков активно сотрудничает с композитором Леонидом Десятниковым, выступает на его авторских вечерах в России и Европе. Первый исполнитель ряда сочинений Александра Чайковского, Александра Вустина, Сергея Ахунова, Евгения Щербакова и других современных композиторов. Записал девять альбомов.

  • Алексей Гориболь

    Алексей Гориболь – пианист, музыкальный деятель, заслуженный артист России. Выдающийся мастер камерного ансамбля, первый исполнитель многих сочинений современных композиторов (Александра Чайковского, Георгия Пелециса, Владимира Мартынова, Павла Карманова и других). С 1989 года является инициатором многих проектов, связанных с творчеством Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Десятникова к фильму «Москва» удостоен гран-при Всемирного биеннале в Бонне (2002), запись фортепианного цикла «Буковинские песни» отмечена премией «Парабола». С 2004 по 2007 годы руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия); основатель и художественный руководитель Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и фестиваля «В сторону Выборга», монографических фестивалей Чайковского, Шостаковича, Бриттена и Гаврилина в Москве и Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, Фондом Микаэла Таривердиева, Фондом Дианы Вишнёвой.
  • Продолжительность

    1 отделение 35 минут, 2 отделение 30 минут
  • Программа

    I отделение

    Дебюсси
    Соната для виолончели и фортепиано ре минор

    Бриттен
    Соната для виолончели и фортепиано до мажор

    II отделение

    Десятников
    «Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано

    Шнитке
    Соната для виолончели и фортепиано № 1, ор. 129

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.