Top.Mail.Ru
19 апреля 2024
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

Российский национальный оркестр
Хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Дирижёр – Александр Рудин

  • Продолжительность

    2 отделения по 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Лядов
    «Из Апокалипсиса» – симфоническая картина, op. 66

    Танеев
    «Иоанн Дамаскин» – кантата для хора и оркестра на слова А. К. Толстого

    II отделение

    Глазунов
    «Времена года» – музыка балета

    В программе возможны изменения



Перу Глазунова принадлежат три балета. Все они возникли в сотрудничестве с теми же людьми, с которыми работал Чайковский при создании балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик». После успеха балета «Раймонда» дирекция Императорских предложила Глазунову написать два одноактных балета. Ими стали балеты «Барышня-служанка» и «Времена года».

Симфоническая картина «Из Апокалипсиса» (1912) – одно из последних произведений Лядова. В основе программы сочинения лежит десятая глава «Откровения святого Иоанна Богослова»: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими».

Кантата «Иоанн Дамаскин» – произведение исключительное в творческом наследии Танеева и во всей русской музыке. Всегда требовательный и строгий к себе Танеев символично обозначил кантату opus 1. Не случаен и выбор текста – поэма Алексея Толстого, которая отображала творческие устремления композитора. Герой поэмы – Иоанн Дамаскин, живший в Дамаске в XIII веке.

  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Вместе с тем, Российский национальный оркестр с самых первых шагов оправдывал свое название, уделяя огромное внимание концертной деятельности внутри страны. Когда в трудные времена 1990-х столичные оркестры практически прекратили выезды в провинцию и устремились в гастрольные поездки на Запад, РНО начал проводить Волжские турне. Грандиозный просветительский проект для жителей городов Поволжья стал первым в ряду последовавших акций других известных исполнителей и коллективов, послужив для них наглядным примером.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижёры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Еще одним художественным открытием стал фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. На протяжении почти двадцати пяти лет РНО представляет серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству», а также выступает для членов семей погибших в результате Чернобыльской аварии. Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review).

    В 2022 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Александр Рудин.

  • Хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Хоровая капелла России имени А.А. Юрлова – один из старейших художественных коллективов Москвы. Предыстория коллектива восходит к 1900, когда регент Иван Юхов организовал в Мытищах семейный хоровой ансамбль. В январе 1919 его коллектив был национализирован советской властью, став первым государственным хором. В 1958 на должность его руководителя был назначен Александр Юрлов. Хор сотрудничал со Г. Свиридовым и Д. Шостаковичем, стал первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Преемниками Юрлова стали Ю. Ухов, С. Гусев, с 2004 Капеллу возглавляет Народный артист России Геннадий Дмитряк. Репертуар хора включает произведения самых разнообразных жанров русской и западноевропейской музыки.

  • Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaVivaк тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой.

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

  • Продолжительность

    2 отделения по 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Лядов
    «Из Апокалипсиса» – симфоническая картина, op. 66

    Танеев
    «Иоанн Дамаскин» – кантата для хора и оркестра на слова А. К. Толстого

    II отделение

    Глазунов
    «Времена года» – музыка балета

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.