12+
Купить билет
Корзина

Программа:

Прокофьев

В программе возможны изменения

23 Ноября 2019 Суббота 19.00 Большой зал
19.00 Большой зал

Оркестр и хор Большого театра России. Оратория «Иван Грозный»

Фильм Сергея Эйзенштейна
«Иван Грозный» (1945 год)
с музыкой Сергея Прокофьева

Купить билет
Корзина
Художественный руководитель и главный дирижёр – Туган Сохиев
Главный хормейстер – Валерий Борисов
Режиссёр – Михаил Кисляров

Солисты:
Агунда Кулаева, меццо-сопрано
Юрий Сыров, бас-баритон

Петр Маркин, художественное слово

В апреле прошлого концертного сезона в концертном зале «Зарядье» демонстрировалась картина легенды кинематографа, Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». На этот раз мы приглашаем вас на его фильм «Иван Грозный».

Уникальный формат таких показов заключается в «живом» звучании партитуры музыки, написанной к фильму. Подобно традиционному исполнителю – соавтору композитора, – в таком показе оркестр превращается еще и в соавтора создателя картины, режиссера. Дополнительной задачей дирижера становится точная синхронизация исполнения с кадрами фильма, с малейшим движением-изменением на экране.

Прокофьев вспоминал: «Наше артистическое содружество с Эйзенштейном началось еще со времени совместной работы над фильмом “Александр Невский”. В 1942 году я получил от него предложение написать музыку к его новому историческому фильму “Иван Грозный”. <…> На экране сменяются царские палаты, бескрайняя татарская степь, пышный свадебный пир, поле брани, русская слобода в снегу. Для всего этого надо было найти соответственные краски в музыке. У нас с Эйзенштейном выработался такой метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма вместе с Эйзенштейном, он попутно высказывал свои пожелания по поводу музыки. Эти пожелания часто бывали очень образными. Например, – “вот здесь надо, чтобы звучало так, как будто у матери вырывают из рук ребенка”, а в другом месте – “сделай мне точно пробкой по стеклу”. Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь точными разметками в секундах. Написанный материал я наигрываю для записи на пленку. Когда дело касается хора, то я не только наигрываю, но и напеваю, что очень веселило Эйзенштейна, так как пою я неважно. Если изображение хорошо совпадает с музыкой и нет надобности в изменениях, я приступал к оркестровке этого куска и начинал писать».

В 1997 году известные музыковеды-исследователи М.П. Рахманова и И.А. Медведева опубликовали всю сохранившуюся в рукописях музыку к фильму – почти 40 эпизодов и 12 звучащих в фильме православных песнопений. В отличие от музыки к «Александру Невскому», Прокофьев никогда не хотел сделать из этой музыки сюиту, кантату или ораторию: вторая серия фильма была запрещена в виду явной проекции на события 30-х годов, сопоставления образа царя с фигурой Сталина. Оратория «Иван Грозный», которую, кстати, Туган Сохиев исполнял 6 лет назад в Берлине с Оркестром «Немецкая симфония» («Deutsches-Symphonie Orchester»), – это компоновка дирижера Абрама Стасевича, который ввел в партитуру текст рассказчика. Премьера его версии состоялась в 1968 году. Впоследствии было создано еще несколько вариантов. А Юрий Григорович в 1975 году в Большом театре поставил балет «Иван Грозный» в редакции Михаила Чулаки, где использованы фрагменты музыки к кинофильму «Иван Грозный», фрагменты его «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский» и Третьей симфонии.