Top.Mail.Ru
19 мая 2024
  • 19:00
  • Воскресенье
  • Большой зал

Никита Борисоглебский, скрипка
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Фёдор Безносиков

Купить билет #зарядиськлассикой
  • Программа

    I отделение

    Сибелиус
    Весенняя песнь

    Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47

    II отделение

    Вебер
    Увертюра к опере «Оберон»

    Мендельсон
    Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ор. 64

    В программе возможны изменения



Солист Никита Борисоглебский и Российский национальный оркестр под управлением дирижёра Фёдора Безносикова представят программу, в которой прозвучат сочинения композиторов XIX – начала XX века: Увертюра к опере «Оберон» Вебера, Концерт для скрипки Мендельсона, а также Весенняя песнь и Концерт для скрипки Сибелиуса. Эти сочинения раскроют перед слушателями мир романтизма, с его непосредственным, искренним выражением чувств и богатством красок.

Симфоническая поэма Яна Сибелиуса «Весенняя песнь» (1894) в первоначальном варианте имела подзаголовок «Грусть весны». Однако характер этой музыки отличается просветлённым колоритом, нежным и задушевным характером. Особенно любимы публикой звучащие в конце колокола, что придаёт этой музыке особую восторженность.

Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1903, вторая редакция – 1905) Яна Сибелиуса был впервые исполнен 8 февраля 1904 года. После этого композитор сделал ряд поправок. Вторая редакция, которая в основном исполняется в наше время, была закончена годом позже. Изначально Сибелиус хотел посвятить концерт знаменитому немецкому скрипачу Вилли Бурместеру. Однако по ряду причин посвящение пришлось переадресовать венгерскому вундеркинду-скрипачу и композитору Францу фон Вечей, которому на тот момент было всего 12 лет. Время создания Концерта для скрипки в жизни Сибелиуса было особенно плодотворным. Композитор искал международной славы и создавал такие произведения, которые бы подчёркивали связь его музыки с традициями Брамса и Дворжака. Таким был и его Концерт для скрипки. Масштабная композиция концерта состоит из трёх частей: Allegro moderato, Adagio di molto, Allegro ma non tanto. В первой части чередуются темы драматического, страстного характера, в серединном же разделе находится виртуозная каденция солиста. Вторая часть отличается тихим и лирическим настроением. Энергичная третья часть обладает некоторой танцевальностью. В ней виртуозные возможности солиста раскрываются в полной мере. Музыковед Дональд Тови говорил об этой музыке: «После концертов Мендельсона и Шумана, написанных в простых и свободных формах, я не встречал более оригинального, более мастерского и более волнующего произведения, чем Скрипичный концерт Сибелиуса».

Увертюра к опере «Оберон» (1826) Вебера ещё при жизни композитора обрела большую известность. В её основе лежат образы волшебного рожка, а также мелодия из арии Реции – главной героини оперы. Интересно, что Увертюру к опере «Оберон» упоминает Берлиоз в своём «Трактате об современной оркестровке».

Концерт для скрипки с оркестром ми минор (1844) Феликса Мендельсона занимает особое место в скрипичном репертуаре. Его музыка словно олицетворяет всю эстетику романтизма, его порывистость, возбуждённость, драматизм и в то же время нежность и лирическую мягкость. В этом произведении много новаторских черт. Например, солист вступает в первой части практически сразу, а не после продолжительной оркестровой экспозиции, как это было раньше. Далее, все три части концерта (Allegro molto appassionato, Andante, Allegro molto vivace) исполняются без перерыва. Это придаёт сочинению черты поэмы. После премьерного исполнения 13 марта 1845 года (солировал скрипач Фердинанд Давид, в сотрудничестве с которым была написана партия солиста) Концерт для скрипки встретил восторженное признание во всём мире.

  • Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс профессора Эдуарда Грача), продолжил обучение под руководством Огюстена Дюмэ в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе и Анны Чумаченко в Академии в Кронберге.

    Карьера Никиты Борисоглебского начала активно развиваться в 2007 году, благодаря успешному выступлению на XIII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, где он получил II премию и пять специальных призов. С тех пор музыкант активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами, в числе которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр Мариинского театра. В сезоне 2023/24 у Никиты Борисоглебского запланирован российский тур с Уральским академическим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.

    Знаковой для скрипача стала победа в Хельсинки на конкурсе имени Сибелиуса в 2010 году. Уже более 10 лет он регулярно выступает с крупнейшими оркестрами страны, например, c Симфоническим оркестром Финского радио, Филармоническим оркестром Хельсинки, Симфоническим оркестром Лахти и Филармоническим оркестром Турку.

    В 2010 году Никита Борисоглебский стал лауреатом I премии Международного конкурса Фрица Крейслера в Вене. В последние годы выступал на Большой сцене Венского Концертхауса с Николаем Луганским, Нареком Ахназаряном и Максимом Рысановым. С сезона 2022/23 Никита Борисоглебский стал резидентом Венского Коцертхауса, где выступает в трио с Нареком Ахназаряном и Георгием Чаидзе.

    Победы на международных конкурсах в Монако, Брюсселе и Монреале открыли для музыканта дополнительные возможности: приглашения в лучшие концертные залы мира и выступления с ведущими оркестрами. Скрипач сотрудничает с Сакари Орамо, Василием Синайским, Димой Слободенюком, Станиславом Кочановским, Борисом Березовским, Вадимом Репиным и другими.

    Сезон 2023/24 для Никиты Борисоглебского богат дебютами: он впервые выйдет на сцену залов Карнеги-Холл и Центр исполнительских искусств Ричарда Б. Фишера в Нью-Йорке, выступит с Симфоническим оркестром Барселоны, Венским камерным оркестром, Государственным Симфоническим оркестром Стамбула и Симфоническим оркестром Тенерифе. В сентябре 2023 года Никита Борисоглебский и Георгий Чаидзе отправились в тур по Китаю.

  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Вместе с тем, Российский национальный оркестр с самых первых шагов оправдывал свое название, уделяя огромное внимание концертной деятельности внутри страны. Когда в трудные времена 1990-х столичные оркестры практически прекратили выезды в провинцию и устремились в гастрольные поездки на Запад, РНО начал проводить Волжские турне. Грандиозный просветительский проект для жителей городов Поволжья стал первым в ряду последовавших акций других известных исполнителей и коллективов, послужив для них наглядным примером.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижёры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Еще одним художественным открытием стал фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. На протяжении почти двадцати пяти лет РНО представляет серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству», а также выступает для членов семей погибших в результате Чернобыльской аварии. Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review).

    В 2022 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Александр Рудин.

Купить билет #зарядиськлассикой
  • Программа

    I отделение

    Сибелиус
    Весенняя песнь

    Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47

    II отделение

    Вебер
    Увертюра к опере «Оберон»

    Мендельсон
    Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ор. 64

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.