К 30-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение»
Продолжительность:
2 отделения по 45 минут
6+
Купить билет
Корзина

Программа:

Eadem mutata resurgo

«Измененный, я вновь воскресаю»


Петр Чайковский (1840–1893) – Сергей Абир (1944)

«Детский альбом», ор. 39 (1878 / 2018)

Мировая премьера фортепианного цикла

в новой оркестровой версии

1. Утренняя молитва

3. Мама

5. Марш деревянных солдатиков

6. Новая кукла

9. Вальс

 

Рихард Штраус (1864–1949)

«Так говорил Заратустра», симфоническая поэма ор. 30 (1896)

Richard Strauss

“Also sprach Zarathustra”, Tondichtung op. 30

1.   Предисловие, или Восход

2.   О людях потустороннего мира

3.   О великом томлении

4.   О радостях и страстях

5.   Погребальная песнь

6.   О науке

7.   Выздоравливающий

8.   Танцевальная песнь

9.   Песня ночного странника

 

Петр Чайковский – Сергей Абир

«Детский альбом» ор. 39 (1878 / 2018)

Мировая премьера фортепианного цикла

в новой оркестровой версии

11. Мазурка

13. Мужик на гармонике играет

17. Немецкая песенка

21. Сладкая греза

24. Шарманщик поет

 

Коллективное сочинение

Сергей Невский (1972), Алексей Сюмак (1976),

Дмитрий Курляндский (1976), Александр Хубеев (1986),

Николай Попов (1986)

Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta»
для симфонического оркестра,

солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса,

баяна и электроники

Мировая премьера

Солисты:

Оксана Сидягина (арфа)

Иван Бушуев (флейта)

Сергей Полтавский (альт)

Григорий Кротенко (контрабас)

Иосиф Пуриц (баян)

 

Сергей Прокофьев (1891–1953)

«Здравица»,

кантата для смешанного хора и симфонического оркестра ор. 85,

слова народные (1939)


Чарльз Эдвард Айвз (1874–1954)

«Вопрос, оставшийся без ответа» (1935)

Charles Edward Ives

“The Unanswered Question”


В программе возможны изменения

20 Декабря 2019 Пятница 19.00 Большой зал
19.00 Большой зал

К 30-летию национальной газеты
«Музыкальное обозрение»

Юбилейный концерт
Купить билет
Корзина
Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский

Солисты:
Оксана Сидягина, арфа
Иван Бушуев, флейта
Сергей Полтавский, альт
Григорий Кротенко, контрабас 
Иосиф Пуриц, баян

Eadem mutata resurgo

«Измененный, я вновь воскресаю»

«Музыкальному обозрению» — 30 лет

Петр Чайковский – Сергей Абир. «Детский альбом».
Мировая премьера новой оркестровой версии

Если бы Петр Ильич написал свой «Детский альбом» не для фортепиано, а для симфонического оркестра, то это произведение звучало бы именно так, как прозвучит 20 декабря в «Зарядье».

Автор оркестровой версии Сергей Абир (Рыцарев) — блестящий знаток оркестра, признанный мастер оркестровки, музыковед, написавший единственную в СССР книгу о К.В. Глюке — великом оперном реформаторе XVIII века, авторе «Орфея и Эвридики».

Его инструментовка «Времен года» Чайковского входит в репертуар оркестров мира (записана Василием Петренко с Ливерпульским оркестром). Его оркестровые переложения встают в один ряд с Пассакалией Баха - Веберна, «Картинками с выставки» Мусоргского - Равеля, симфониями Бетховена в новаторском оркестровом прочтении Малера.

«Мы все родом из детства», «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — скажет через 64 года после создания Чайковским «Детского альбома» Антуан де Сент-Экзюпери. Много загадок, открытий и вопросов ждет и нас в этом произведении, в этой музыке.

«Детский альбом» — что это: мир глазами ребенка или взгляд взрослого на мир детства?

«Между прозрачной фактурой нотных строк и знаков ребячьего мира прочитываются ровно те же пропорции, страсти и сам жизненный круг, что и в мире взрослых. Без опасений за психику ребенка, П.И. ведет его сквозь праздник жизни к ее закату. Вначале девочка хоронила куклу, а под конец кто-то хоронит уже ее. Композитор прививает своим молодым слушателям философскую мысль о бытии и делает это на поднебесном уровне, с полной отдачей и средствами серьезного музыкального языка, в котором слышатся цитаты и аллюзии из его опер и симфоний.» (Сергей Абир)

Здесь жизненный путь, здесь масштаб и пространство, буря эмоций, веселья и грусти, игры и мечтаний, а в национальных (французских, немецких, итальянских, польских, русских) танцах и песенках, если хотите — предвидение Объединенной Европы. Считал ли Чайковский — человек с европейским менталитетом, проведший за границей чуть ли не половину жизни — Россию частью этой Европы?

«Финал цикла являет ребенку неожиданно серьезную символику конца жизни (в мрачнейшем церковном хорале) и ее вечную цикличную природу: смерть и возрождение как символы вечного Времени, Хроноса, облеченного в незатейливую песенку шарманщика, крутящего свою музыкальною игрушку с ее неизменной мелодией изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение.» (Марина Рыцарева)

Рихард Штраус. «Так говорил Заратустра»

А как говорил Заратустра? Что говорил Заратустра?

Мы услышим это в симфонической поэме опус 30 Рихарда Штрауса.

Ее вступительные звуки уже 44 года открывают программу «Что? Где? Когда?», хотя впервые огласили они мир в 1896 году. Грандиозная поэма Штрауса, написанная для четверного состава симфонического оркестра с шестью валторнами, двумя тубами и органом по роману Фридриха Ницше, уже более 120 лет входит в репертуар выдающихся оркестров и дирижеров мира.

«Когда Заратустре исполнилось 30 лет, покинул он свою родину и озеро своей родины … в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: “Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!”»

Так начинается роман Ницше.

Штраус обозначил свое произведению опусом 30.

Звучит поэма Штрауса в нашем концерте, посвященном 30-летию газеты.

Коллективное сочинение

Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Николай Попов, Александр Хубеев

Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta»

Мировая премьера

Какая музыка из нашего времени будет звучать в будущем?

Пусть это будет новое сочинение, мировая премьера которого состоится на юбилейном концерте: Сoncerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta» для симфонического оркестра, 5 солирующих инструментов и электроники. Его написали культовые композиторы наших дней Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Николай Попов, Александр Хубеев. Все они —постоянные участники проектов газеты последних лет, как и солисты, представители нового поколения исполнителей: альтист Сергей Полтавский, контрабасист Григорий Кротенко, флейтист Иван Бушуев, арфистка Оксана Сидягина, баянист Иосиф Пуриц.

Это третий коллективный опус, инициированный газетой «Музыкальное обозрение». Первый — Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — был создан в 2004 году к 15-летию «МО» 10 композиторами (М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай). Осенью 2004 года «Десять взглядов…» исполнили 20 оркестров России 22 раза. Московская премьера была показана всей стране по каналу «Культура». И это стало историческим событием.

Второй коллективный проект «МО» — «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича — в 2006 году написали семь тогда молодых композиторов: О. Алюшина, К. Бодров, А. Буканов, О. Бочихина, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак.

И вот новый проект, мировая премьера которого состоится 20 декабря в «Зарядье». Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta» исполнит Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России Валерия Полянского. Уникальный коллектив, в котором объединены оркестр, легендарный хор и солисты, которому подвластны любые жанры — от хоровой и инструментальной миниатюры до оратории и оперы.

Сергей Прокофьев. «Здравица»

Нет в истории более гениального величального музыкального произведения, посвященного тирану, чем кантата «Здравица», написанная Сергеем Прокофьевым к 60-летию Сталина и впервые прозвучавшая в день его юбилея 21 декабря 1939 года, ровно 80 лет назад.

Вправе ли сегодня мы, знающие правду о том страшном времени, исполнять музыку, посвященную людоеду и тирану (слово «Сталин» звучит в ней 13 раз)? Можем ли мы «смеясь, расстаться с таким прошлым»? Мы еще раз ставим эти вопросы и будем искать на них ответы.

«Покаяние — одноразовое и символическое действо. Осмысление прошлого — это постоянная и упорная работа. Ее нельзя сделать один раз и навсегда. Каждое новое поколение должно вновь и вновь осмысливать и переосмысливать прошлое, в особенности его горькие и страшные страницы, и это будет вновь и вновь пробуждать гражданскую активность и волю, чтобы подобное не повторилось.» (Арсений Рогинский)

Чарльз Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»

Музыка может изобразить гнев, любовь, смех. Американский композитор Чарльз Айвз смог музыкой поставить Вопрос (?). В 1935 году он написал произведение «Вопрос, оставшийся без ответа». Это сочинение прозвучит в заключение юбилейного концерта.

Вся наша жизнь состоит из вопросов и поиска ответов на них.

Любит — не любит? Что делать? Кто виноват? Быть или не быть? В чем смысл жизни? Что есть истина? Какие мы есть? Какими мы будем? Что ждет нас впереди?

Eadem mutata resurgo / «Измененный, я вновь воскресаю»

Первый номер «МО» вышел в 1989 году, еще в Советском Союзе. За 30 лет жизнь менялась фактически каждый год, а порой и каждый день.

Сегодня мы живем в другой стране, в другом времени, в другую эпоху, общаемся при помощи совершенно иных средств коммуникации. 

Газета тоже менялась и меняется вместе с реальностью, которую она не только фиксирует и отражает, но и формирует и организует, инициируя и воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты. Газета создает реальную картину, энциклопедию музыкальной жизни рубежа веков и тысячелетий, стараясь акцентировать ее важнейшие вехи и события.

В программе, которая прозвучит 20 декабря в «Зарядье», сходятся многие векторы истории и современной жизни «МО».  

В честь 30-летия газеты в программу включены сочинения из эксклюзивного проекта «МО» OPUS 30. «OPUS 30» — это и Всероссийский фестиваль, концерты которого в течение юбилейного года проходят в десятках городов страны.