Top.Mail.Ru
20 апреля 2023
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

Государственная академическая
симфоническая капелла России
Детский хор «ВЕСНА»
Дирижёр – Валерий Полянский

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут
  • Программа

    I отделение

    Форе
    Реквием для солистов, хора, органа и оркестра ре минор, op. 48
    Introit и Kyrie
    Offertoire
    Sanctus
    Pie Jesu
    Agnus Dei et Lux Aeterna
    Libera me
    In Paradisum
    II отделение

    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста), op. 14

    В программе возможны изменения


Сегодня вы услышите сочинения композиторов, которые жили и творили в одну эпоху, были подлинными новаторами своего времени, но придерживались противоположных взглядов на развитие музыки, отличались по характеру и темпераменту – резкий, импульсивный Берлиоз и скромный, рассудительный Форе.

Свой Реквием Габриэль Форе создал спустя два года после смерти отца и за несколько месяцев до смерти матери. Несмотря на столь печальные личные обстоятельства, в его заупокойной мессе нет трагедии, мрачного осознания конечности бытия и страха перед неминуемым Судом. Композитор не живописует страдания, а подбирает (по его выражению) «слова ласки и тепла, идущие от сердца к сердцу, для тех, кто потерял близких». В Реквиеме Форе отсутствует самый мрачный номер заупокойной мессы – Dies irae (День гнева). Грозная «тема смерти» проходит лишь намёком в номере Libera te. «Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход», – объяснял композитор. Реквием Форе утончённо-лирический. В нём, по словам критика Пьера Лало, «очарование и изящество мелодических идей, тонкость и субтильность гармонической атмосферы, поэзия выразительности достойны автора Liеder, самых поэтичных, самых субтильных, самых нежных, какие существуют во Франции».

«Фантастическую симфонию» Берлиоза – одно из самых популярных сочинений в истории музыки – называют автобиографической. В симфонии, имеющей литературную программу «эпизод из жизни артиста», воплотился яркий эпизод из собственной жизни композитора – история его «вулканической страсти» к актрисе Гарриет Смитсон. Главный герой произведения – молодой человек «с пламенным воображением и болезненной чувствительностью» – страдает от неразделённой любви, принимает опиум и погружается в сон с мучительными и страшными видениями. Он переживает во сне собственную казнь (IV часть) и оказывается на шабаше (V часть) «среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны». Он слышит похоронный звон и шутовскую пародию на Dies irae. Премьера симфонии прошла 9 декабря 1832 года с огромным успехом. Присутствовавший на премьере Генрих Гейне, назвал симфонию «причудливой ночной картиной», его особенно впечатлил шабаш, где «чёрт служит обедню и католическая церковная музыка пародируется с самым жутким, с самым кровавым шутовством».
  • Детский хор «Весна»

    Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды. Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие. Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.
  • ГАСК России

    В 1971 году Валерий Полянский основал Камерный хор, который спустя всего четыре года одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии. В 1980 году коллектив получил статус Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, объездил все республики СССР, с успехом выступил на престижных международных фестивалях. В 1991 году путём слияния Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого выдающимся музыкантом, дирижёром Геннадием Николаевичем Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского, была образована Госкапелла. Днём рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года. В этот день в Большом зале консерватории новый коллектив выступил под управлением Г. Н. Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Сегодня Госкапелла – это коллектив из 200 артистов, включая солистов-вокалистов. ГАСК России – желанный гость концертных залов России, регулярно выступает за рубежом. Основу репертуара Госкапеллы составляют сочинения кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвящённые творчеству великих композиторов.
  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут
  • Программа

    I отделение

    Форе
    Реквием для солистов, хора, органа и оркестра ре минор, op. 48
    Introit и Kyrie
    Offertoire
    Sanctus
    Pie Jesu
    Agnus Dei et Lux Aeterna
    Libera me
    In Paradisum
    II отделение

    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста), op. 14

    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.