Top.Mail.Ru
6 ноября 2023
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Фестиваль имени Юлиана Ситковецкого
«Скрипач на все времена»

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Моцарт 

    Увертюра к опере «Директор театра»

    Концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор, KV219

    II отделение

    Бетховен 

    Увертюра к балету «Творения Прометея»

    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 61

    В программе возможны изменения

Оркестр MUSICA VIVA 
Дирижёр – Иван Никифорчин
Никита Борисоглебский, скрипка

Концерт памяти Юлиана Ситковецкого

На сцене Зала Зарядье в память о выдающемся скрипаче Юлиане Ситковецком прозвучат избранные шедевры музыки классицизма. Центральным номером первого отделения станет последний и самый знаменитый концерт Моцарта для скрипки с оркестром – концерт № 5 ля мажор.

В завершении вечера прозвучит скрипичный концерт Бетховена, который принадлежит к лучшим произведениям этого жанра в европейской музыкальной классике. Концерт отличают яркие запоминающиеся темы, искренний лиризм и благородность высказывания.

Оба скрипичных концерта прозвучат в исполнении Никиты Борисоглебского.

Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Ивана Никифорчина исполнит увертюру к опере Моцарта «Директор театра» и знаменитую увертюру к балету Бетховена «Творения Прометея».

  • Оркестр MUSICA VIVA

    История оркестра ведёт отсчёт с 1978 года, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначев основал ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva («живая музыка» – лат.). Под его руководством оркестр достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva – это уникальный творческий почерк и универсальность. Оркестр феноменально ориентируется в исполнении музыки самых разных стилей и жанров. В программах оркестра есть общепризнанные шедевры, но значительную её часть составляют музыкальные раритеты. Коллектив, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии – «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлечённые из небытия произведения становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений. В исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова, А. Маноцкова, А.Головина, С.Ахунова и других композиторов.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы: «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 г.), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна», серенаты «Ацис, Галатея и Полифем», «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале им. Чайковского в сентябре 2021 г., оркестр Musica Viva исполнил ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и Псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем INTRADA.

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика. Его основу составила музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходила молодёжная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Уникальный цикл «Парижские и Лондонские симфонии Й.Гайдна и концерты» состоялся в Камерном зале Московского международного Дома музыки с 2018 по 2021 годы.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale (Гент, Бельгия) и Государственный хор «Латвия».

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Он неоднократно принимал участие в знаменитом фестивале в Нанте La folle journee «Безумные дни». С 2019 года Musica Viva – ежегодный участник фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге», который стал российским фестивалем-спутником La folle journee. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует в регионах России.

    Оркестром выпущено несколько десятков дисков на различных фирмах. Золотой коллекцией можно назвать записи оркестра с маэстро А. Рудиным в качестве солиста: Виолончельные концерты Ж.-Б.Триклира (Cello Classics), Концерт для виолончели Н.Мясковского (Cello Classics), Виолончельные концерты Хассе, К.Ф.Э.Баха, Хертеля (Chandos), получившие восторженные отзывы международных критиков.

  • Иван Никифорчин

    Академическое музыкальное образование получил в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и в аспирантуре там же под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). В качестве дирижёра выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны, в том числе – с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским государственным симфоническим оркестром и др. Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии русской музыки», объединяющей камерный оркестр и хор и осуществившей ряд российских премьер партитур композиторов XX века. С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижёра, с 2021 года – дирижёр). В 2021 году дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта «Дон Жуан». С 2021 года – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории профессора В.К. Полянского.

    Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия), под эгидой которой осуществил целый ряд резонансных проектов: первые мировые записи всех камерно-оркестровых партитур и струнно-смычковых ансамблей Галынина, премьерную запись полного собрания хоровых сочинений Лядова (оба диска – для британской фирмы Toccata-Classics. London), исполнение произведений Вайнберга, Пейко, Бунина. За выдающиеся интерпретации русской камерно-оркестровой музыки ХХ столетия удостоен Международной премии им. Бориса Чайковского (2019). Лау реат Гран-При Международного фестиваля современной музыки Magnum Opus за первую мировую запись Сюиты для симфонического оркестра Вайнберга (2021). Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки (2021). Лаур еат I Международного конкур-са пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022). Диски с музыкой Галынина и хоровой антологией Лядова, записанные Никифорчиным, названы в числе «Дисков года» на одном из старейших мировых лейблов Music Web International (2020).

    С 2022 года – преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

  • Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс профессора Эдуарда Грача), продолжил обучение под руководством Огюстена Дюмэ в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе и Анны Чумаченко в Академии в Кронберге.

    Карьера Никиты Борисоглебского начала активно развиваться в 2007 году, благодаря успешному выступлению на XIII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, где он получил II премию и пять специальных призов. С тех пор музыкант активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами, в числе которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр Мариинского театра. В сезоне 2023/24 у Никиты Борисоглебского запланирован российский тур с Уральским академическим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.

    Знаковой для скрипача стала победа в Хельсинки на конкурсе имени Сибелиуса в 2010 году. Уже более 10 лет он регулярно выступает с крупнейшими оркестрами страны, например, c Симфоническим оркестром Финского радио, Филармоническим оркестром Хельсинки, Симфоническим оркестром Лахти и Филармоническим оркестром Турку.

    В 2010 году Никита Борисоглебский стал лауреатом I премии Международного конкурса Фрица Крейслера в Вене. В последние годы выступал на Большой сцене Венского Концертхауса с Николаем Луганским, Нареком Ахназаряном и Максимом Рысановым. С сезона 2022/23 Никита Борисоглебский стал резидентом Венского Коцертхауса, где выступает в трио с Нареком Ахназаряном и Георгием Чаидзе.

    Победы на международных конкурсах в Монако, Брюсселе и Монреале открыли для музыканта дополнительные возможности: приглашения в лучшие концертные залы мира и выступления с ведущими оркестрами. Скрипач сотрудничает с Сакари Орамо, Василием Синайским, Димой Слободенюком, Станиславом Кочановским, Борисом Березовским, Вадимом Репиным и другими.

    Сезон 2023/24 для Никиты Борисоглебского богат дебютами: он впервые выйдет на сцену залов Карнеги-Холл и Центр исполнительских искусств Ричарда Б. Фишера в Нью-Йорке, выступит с Симфоническим оркестром Барселоны, Венским камерным оркестром, Государственным Симфоническим оркестром Стамбула и Симфоническим оркестром Тенерифе. В сентябре 2023 года Никита Борисоглебский и Георгий Чаидзе отправились в тур по Китаю.

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Моцарт 

    Увертюра к опере «Директор театра»

    Концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор, KV219

    II отделение

    Бетховен 

    Увертюра к балету «Творения Прометея»

    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 61

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.