Top.Mail.Ru
31 января 2024
  • 19:00
  • Среда
  • Большой зал

Денис Мацуев, фортепиано
ГАСО России им. Е.Ф. Светланова
Дирижёр – Иван Никифорчин

  • Продолжительность

    1 отделение 45 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Бетховен
    Увертюра «Леонора № 3», op. 72b
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор, ор. 15

    II отделение

    Балакирев
    Симфоническая поэма «Тамара»

    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, ор. 18

    В программе возможны изменения




Увертюра «Леонора» № 3, по мнению русского критика А. Серова, «представляет одно из величайших чудес симфонического искусства. В своем отвлечённом мире чувств она несравненно выше оперы... Эта увертюра по могуществу своей выразительности, своего художественного значения могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями...». Это одна из четырёх увертюр, которые Бетховен написал к своей единственной опере «Фиделио». Оперу постигла непростая судьба: она трижды проваливалась в музыкальных театрах, перерабатывалась композитором и лишь через девять лет после создания, уже в сильно изменённом виде и с последним вариантом увертюры, наконец была оценена зрителями по достоинству. А увертюра «Леонора» № 3 со временем стала отдельным концертным номером.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор относится к раннему периоду творчества Бетховена, он написан в одно время с Первой симфонией и имеет с ней общие черты: величавость образов и широкий, почти симфонический состав оркестра. Несмотря на то, что в Концерте ещё много от Венского классицизма Гайдна и Моцарта, в нём уже прослеживаются характерные для Бетховена особенности стиля. В частности, это типичный для Бетховена путь героев через борьбу от мрака к свету с торжествующим финалом.

Словами «от мрака к свету» можно охарактеризовать второе отделение концерта, поскольку произведения, которые будут в нём звучать, связаны интересной деталью: оба написаны композиторами после тяжелейших кризисов личности и творчества. Симфоническую поэму «Тамара» Балакирев начал писать ещё в 1866 году, но в начале 1870-х был отстранён от должности дирижёра Русского музыкального общества. Композитор начал испытывать материальные затруднения и, пав духом, принял решение вовсе оставить музыку, устроившись в 1872 году работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. Только к концу 1870-х Балакирев стал постепенно возвращаться в музыкальный мир, и одним из первых произведений, созданных после столь длительного молчания, стала Симфоническая поэма «Тамара».

Рахманинов же крайне тяжело переживал неудачную премьеру его Первой симфонии в Петербурге. Несколько лет после этого он ничего не сочинял и смог справиться с этим кризисом благодаря врачу-гипнотизёру Николаю Далю. Именно ему Рахманинов посвятил свой Второй фортепианный концерт, вторая часть которого, Adagio sostenuto, олицетворяет состояние гармонии и покоя, а третья, Allegro scherzando, носит название «Праздник жизни».

  • Денис Мацуев

    Имя Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций. Стремительная карьера музыканта началась в 1998, после победы на XI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Сегодня Денис Мацуев – желанный гость крупнейших концертных залов мира, постоянный партнёр ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии. Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, Денис Мацуев считает своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно у себя на родине. Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях, уже многие годы сам является директором и вдохновителем целого ряда музыкальных форумов, образовательных и просветительских проектов.
  • Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова

    Первое выступление Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты – Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Владимир Юровский, Василий Петренко. В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. За дирижёрским пультом коллектива стояли Н. Голованов, К. Зандерлинг, К. Кондрашин, Е. Мравинский, Г. Рождественский, М. Ростропович, И. Стравинский, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, Ю. Темирканов. С оркестром выступали знаменитые музыканты, в числе которых И. Архипова, Е. Образцова, Д. Хворостовский, П. Доминго, Э. Гилельс, В. Клиберн, С. Рихтер, Б. Березовский, Л. Коган, Д. Ойстрах, Г. Кремер, Ю. Башмет, Н. Гутман. Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр представляет русское искусство во всех уголках земного шара, его дискография насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья. Госоркестр регулярно осуществляет мировые и российские премьеры.
  • Иван Никифорчин

    Родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и Аспирантуру консерватории под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижёра, с 2021 года – дирижёр). С января 2020 года он – дирижёр ГАСО Татарстана. В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта «Дон Жуан». С 2021 года – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории профессора В.К. Полянского.
  • Продолжительность

    1 отделение 45 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Бетховен
    Увертюра «Леонора № 3», op. 72b
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор, ор. 15

    II отделение

    Балакирев
    Симфоническая поэма «Тамара»

    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, ор. 18

    В программе возможны изменения


Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.