Лекция-концерт «Воображаемый фольклор»

6+
Купить билет
Корзина

В программе возможны изменения

26 Апреля 2020 Воскресенье 15.00 Малый зал
15.00 Малый зал

Лекция-концерт
«Воображаемый фольклор»

Трио Андрея Разина «Второе приближение»
Рассказывает Михаил Митропольский

Все лекции-концерты цикла >>

Этноджазовые опыты джаза или поиск экзотических языков

Для большинства людей джаз – это американская музыка. Действительно, американский джаз стал символом прошлого века, но в последние десятилетия ситуация изменилась. Традиционный джаз приятен дал импульс развитию другой свободной музыки, в которой воплотилось переплетение различных музыкально-культурных слоев, включающих, в том числе этническую музыку самых разных стран, эпох, культур. Такое интенсивное расширение границ джаза продолжается уже более половины столетия. Результат оказывается оригинальным, причем он четко отражает существенные аспекты этники. Примеры такого подхода многочисленны и включают ансамбли Дона Черри, Codona и Nu; часть музыки Джона Маклафлина с 70-х до 90-х годов, основанной на традициях Индии; часть музыки Дона Эллиса 70-ых, заимствовавшего идеи из музыки Индии и Болгарии; работа Энди Наррелла в 90-ых, который смешал музыку и инструменты Тринидада с импровизациями джаза и стилем фанк. Интересно, что в импровизационной музыке нередко создаются авторские композиции, основанные на элементах этнического языка. Именно такая музыка часто именуется «воображаемым фольклором». Как раз этим термином пользовался один из самых известных в Европе российских музыкантов Михаил Альперин. Кстати, именно в Старом Свете часто обосновываются творческие настроенные музыканты из Азии, Африки, Латинской Америки. Сотни фестивалей по всей Западной и Восточной Европе представляют красочный спектр музыки, которая волнует и поражает воображение знатоков и любителей, молодежи и старшего поколения.

В нашей стране тоже есть музыканты, представляющие на мировом уровне импровизационный джаз с корнями, лежащими в российской культуре. Именно в этом направлении работали и продолжают выступать такие музыканты, как Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Сергей Старостин и трио Андрея Разина «Второе приближение».

Михаил Митропольский – джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 50 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. С 1978 года читает лекции по истории и стилистике джаза в Московском колледже музыкальной импровизации, с того же времени ведет многочисленные джазовые концерты, фестивали в разных городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы. С 1989 года – автор радиопередач на различных московских радиостанциях. Авторские программы на радио «Маяк» (10 лет), радио «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытое радио», в течение 8 лет крупный проект – еженедельные программы «Соло для джаза» на радио «Надежда» и «Говорит Москва», в течение 17 лет вел программу «Бесконечное приближение» на «Радио России». В мае 2006 года родилась ежедневная минипрограмма «Музыкальный повод от Михаила Митропольского», посвященная музыкальным событиям дня. Наконец, с мая 2016 в небольшой еженедельной программе «Септима» Митропольский рассказывал всевозможные занятные истории из мира музыки.

В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы «Джаз и не только» на TV-канале АСТ, затем на канале «Рамблер-телесеть». Печатался в качестве джазового обозревателя в журналах «Джаз.Ру», «Джаз-квадрат», «Ять», «XXL», газетах «Независимая», «Вечерний клуб», Internet-журнал «Полный джаз» и др. 

The Second Approach Trio («Второе Приближение») возникло в 1998 году и за годы своей карьеры выступало в концертах и на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Норвегии, Израиле, Китае. Все эти годы «Второе Приближение» меняется, оставаясь верным первоначальной концепции создания цельного произведения на основе импровизационного синтеза разных музыкальных культур, его кредо воплощается в синтезе композиции и импровизации, в современной полистилистике новоджазовой сцены. Лидер трио – выпускник Московской консерватории, опытный композитор-импровизатор, пианист Андрей Разин, рядом с ним вокалистка, знаток фольклора Засл. артистка России Татьяна Комова и один из ведущих российских контрабасистов Игорь Иванушкин. Во многих проектах ансамбля участвуют музыканты-гости, в их числе легенда нашего джаза, саксофонист Алексей Козлов, немецкий барабанщик Клаус Кугель, американский тромбонист Роузвелл Радд, валторнист Аркадий Шилклопер, западноукраинский духовик Юрий Яремчук.

«Второе приближение» имеет обширную дискографию (15 CD), в том числе и на британском лейбле Leo Records. Выпущенный лейблом альбом «Event Space» оказался в почетном списке альбомов года (Best New Release 2010 – Honorable Mention) нью-йоркской версии издания All About Jazz-New York. Музыканты – постоянные участники Leo Records Festival в Москве. Именно там ими впервые были представлены новая версия программы «Квантовая теория клавира» и фрагменты программы Brubeck’s Time, посвященной памяти пианиста и композитора Дэйва Брубека. В последнее время «Второе Приближение» представляло свои программы в цикле концертов современного джаза в городе Шарвар (Венгрия), а также на V Международном фестивале OCT-LOFT Jazz Festival в г. Шэньчжэнь (Китай). В ноябре 2017 года состоялся релиз новой работы трио «Rezi Vár», сакрально-мистической музыки, рожденной в атмосфере старинного венгерского городка Рези. В марте 2018 состоялась премьера нового проекта - Музыкально-литературной композиции «Сказки Пушкина или Мартовские коты». В октябре 2018 года отмечалось 20-летие трио, в рамках которого состоялись концерты на 7-м Фестивале лейбла Leo Records в Москве и в Архангельске, Юбилейный концерт в музее им. А.Скрябина. К 20-летию были приурочены новые релизы ансамбля – «Обэриуты» с участием саксофониста Алексея Козлова и юбилейного 4-дискового номерного издания «Ось времени».