Лекция-концерт. Стиль кул.
Мосты между веками.
Квартет Льва Кушнира
-
Продолжительность
2 отделения по 45 минут
Концерт отменён
Образовательные лекции-концерты для всех
Рассказывает Михаил Митропольский
Лев Кушнир, фортепиано
Виктор Подкорытов, саксофон
Игорь Иванушкин, контрабас
Евгений Рябой, ударные
Внутренний огонь «прохладного джаза»
Во всей истории джаза постоянно происходила смена этапов, которые в своих выразительных средствах тяготели к более горячей (hot) или более прохладной (cool) стороне джаза. Но, появившийся в середине прошлого века стиль кул (прохладный), только формально соответствовал охлаждению музыкальной энергетики. На самом деле энергия джаза перешла из внешних эффектов в глубь музыки. Поколение музыкантов конца 40-х годов заинтересовал новый подход, основанный на единстве сложных аранжировок и коллективной импровизации на их основе. Одним из первых ансамблей подобного рода был ансамбль «Capitol», собранный под именем Майлса Дейвиса для записи в 1949 году. Эти исторические записи вышли под значительным названием «Рождение кула» («Birth Of The Cool»). В 50-е годы составы стиля кул постепенно уменьшились до квартетов и квинтетов, а ведущими музыкантами кула стали саксофонисты Пол Дезмонд и Стен Гетц и Джерри Маллиган, трубач Чет Бэйкер и тромбонист Боб Брукмейер, пианист Дэйв Брубек. В в 50-е годы в стиле кул появилась тенденция объединения джаза с музыкой эпохи барокко, в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом.
Интересное и модное направление возникло на рубеже 50-60 годов, когда в Южную Америку устремились музыканты, игравшие в стиле «кул». Им удалось близко познакомиться с бразильской самбой. Благодаря этому возник уникальный синтез — ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в «прохладном» стиле (т.е. «джаз-самба», «лёд и пламя»). Эта музыка под названием «босса-нова» стала исключительно популярной в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу со скоростью лесного пожара.
Михаил Митропольский – джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 50 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. С 1978 года читает лекции по истории и стилистике джаза в Московском колледже музыкальной импровизации, с того же времени ведет многочисленные джазовые концерты, фестивали в разных городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы. С 1989 года – автор радиопередач на различных московских радиостанциях. Авторские программы на радио «Маяк» (10 лет), радио «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытое радио», в течение 8 лет крупный проект – еженедельные программы «Соло для джаза» на радио «Надежда» и «Говорит Москва», в течение 17 лет вел программу «Бесконечное приближение» на «Радио России». В мае 2006 года родилась ежедневная минипрограмма «Музыкальный повод от Михаила Митропольского», посвященная музыкальным событиям дня. Наконец, с мая 2016 в небольшой еженедельной программе «Септима» Митропольский рассказывал всевозможные занятные истории из мира музыки.
В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы «Джаз и не только» на TV-канале АСТ, затем на канале «Рамблер-телесеть». Печатался в качестве джазового обозревателя в журналах «Джаз.Ру», «Джаз-квадрат», «Ять», «XXL», газетах «Независимая», «Вечерний клуб», Internet-журнал «Полный джаз» и др.
Лев Кушнир – один из немногих музыкантов, кто может убедительно воссоздать атмосферу взрыва идей, которым отмечено начало 2-й половины XX века. Ведь стиль кул предполагает яркое внутреннее чувство, объединенное с рациональностью, интеллектуальностью формы. Эта возможность связана с биографией музыканта, ведь его занятия в джазовой студии «Москворечье» на рубеже 70-80-х годов проходили параллельно обучению в Институте стали и сплавов. Такой "сплав" дал импульс для дальнейшего музыкального совершенствования. Лев Кушнир получил профессиональное джазовое образование в ГМУ имени Гнесиных в классе Михаила Окуня. Профессиональная музыкальная деятельность пианиста начинается с группы Moscow All Stars Владимира Коновальцева, затем последовала работа в знаменитом «Кадансе» Германа Лукьянова, вместе с которым Лев два года гастролировал по всей стране и по Европе, а также участвовал в концерте Диззи Гиллеспи в Москве. В дальнейшем он сотрудничал с различными музыкальными коллективами и исполнителями. Играл в ансамблях Виктора Двоскина, Сергея Гурбелошвили, Александра Ростоцкого, Николая Панова; выступал с такими выдающимися зарубежными исполнителями как Гари Барц, Гари Томас, Санди Паттон, Дебора Браун, Тэл Фарлоу, Винни Сент-Мартен. Участвовал в фестивалях и гастролях в Германии, Финляндии, Франции, России, Японии, США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Черногории, Израиле и др. Лев Кушнир записал CD в качестве лидера ансамбля, а также участвовал в качестве приглашенного музыканта и продюсера в многочисленных проектах с певицей Кариной Кожевниковой.
-
Продолжительность
2 отделения по 45 минут