Top.Mail.Ru
2 октября 2021
  • 12:00
  • Суббота
  • Малый зал

Классика в кино: Триер и Вагнер

  • Продолжительность

    75 минут без антракта
Лектор – Антон Долин

В прологе фильма «Меланхолия» Земля гибнет, столкнувшись с мистической планетой. Небесные тела танцуют величественный «танец смерти» под музыку вступления к опере Вагнера «Тристан и Изольда», и в дальнейшем эта тема, как лейтмотив, проходит через весь фильм. В финале, ожидая близкого конца света, две сестры спрашивают друг друга, не включить ли «музыку»: может быть, Девятую симфонию Бетховена? Однако Бетховена не будет, в последних кадрах вернётся всё тот же мотив из «Тристана».

Что сближает Триера и Вагнера? Почему режиссёр так настойчиво возвращается к вагнеровским операм и даже собирался поставить в Байройте его тетралогию? «Провести параллель соблазнительно», – пишет Антон Долин в статье «Фон Триер и Вагнер», выстраивая затем нечто вроде сравнительного жизнеописания и утверждая, в частности, что «если Ларс фон Триер – воплощение современной авторской режиссуры, то Вагнер – её родоначальник».

Три фильма, которые стоит посмотреть перед лекцией: «Эпидемия», «Меланхолия», «Нимфоманка».


Антон Долин – российский кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино», обозреватель портала «Медуза». Выпускник филфака МГУ. Сотрудничал с радиостанциями «Эхо Москвы», «Кино ФМ», «Маяк», «Серебряный Дождь». Вёл постоянную рубрику в программе «Вечерний Ургант». Автор двенадцати книг о кинематографе.

*  *  *

Классика в кино – цикл лекций, в котором музыковеды и кинокритики рассказывают о том, как классические музыкальные сочинения вступают в звуковой мир великих режиссёров. Почему в картинах Ларса фон Триера звучат темы Вагнера? Зачем Висконти понадобились оперные аллюзии? Для чего Бергман и Кубрик обращались к венской классике, а Пазолини и Тарковский – к Баху? В цикле 6 лекций, в числе авторов – киноведы Антон Долин, Всеволод Коршунов, Нина Цыркун, оперный критик Алексей Парин, музыковед Лариса Кириллина. Каждый из них посоветовал три фильма, которые стоит посмотреть перед началом лекции, чтобы лучше понять, о чём пойдет речь; эти картины названы в анонсах.

В конце лекции у слушателей будет возможность задать вопросы.

Другие лекции цикла:

10 октября 12.00
Классика в кино: Оперный код Висконти | Лектор – Всеволод Коршунов


16 октября 12.00
Классика в кино: Пазолини – ниспровергатель мифов | Лектор – Алексей Парин


24 октября 12.00
Классика в кино: Звукомагия Тарковского | Лектор – Всеволод Коршунов


13 ноября 12.00
Классика в кино: Бергман и Моцарт | Лектор – Лариса Кириллина


21 ноября 12.00
Классика в кино: Музыкальные замыслы Стэнли Кубрика | Лектор – Нина Цыркун

  • Продолжительность

    75 минут без антракта
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.