EN / RU


6+
Купить билет
Корзина

Программа:

Шостакович
Симфония №9
Цикл «Из еврейской народной поэзии» 
Сюита для променадного оркестра

В программе возможны изменения

17 февраля 2021 Среда 20.00 Большой зал
20.00 Большой зал

Шостакович. Симфония №9
Национальный филармонический
оркестр России
Дирижёр – Владимир Спиваков

Солисты – дополнительно

Купить билет
Корзина

В зале «Зарядье» открывается цикл концертов, посвященный симфониям Шостаковича.

Впервые в масштабном проекте примут участие столичные и региональные оркестры: Большой симфонический оркестр, Государственный академический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Национальный симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Персимфанс, «Солисты Москвы» и другие. За дирижерский пульт встанут Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блез (Франция), Дмитрий Лисс, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин.

К сочинению Девятой симфонии Шостакович приступил в 1945 – от композитора публика ожидала услышать монументальное произведение в духе предыдущих двух симфоний. Однако, после премьеры симфонии в Ленинграде, которой продирижировал Евгений Мравинский, публика осталась в недоумении. В прессе появились самые разные отклики: некоторые критики считали, что симфония появилась «не ко времени»; другие же, напротив, видели в ней «радостный вздох облегчения». Миниатюрная симфония – ее звучание едва ли превышает 25 минут – скорее вызывала аналогии с симфониями Моцарта и Гайдна. Девятая Шостаковича как будто была демонстративно противоположна тому, чего следовало бы ожидать от авторитетного композитора в преддверии победы над фашизмом.

Цикл «Из еврейской народной поэзии» был написан в один из самых сложных периодов в творческой биографии Шостаковича – в 1948 вышло знаменитое Постановление ЦК ВКП(б), согласно которому произведения названных в статье авторов запрещались к исполнению. Несмотря на это, композитор продолжает сочинять. Летом 1948 Шостакович с семьей находились под Ленинградом, где его внимание привлек сборник стихов «Еврейские народные песни» – так возник замысел вокального цикла. 

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».
Ольга Дигонская

Поскольку многие сами собой разумеющиеся вещи из понимания музыки Шостаковича уходят вместе с тем поколением, для которого эта музыка писалась – необходимым становится комментарий к каждому концерту. С этой целью создан цикл «Разговор о Шостаковиче»: за час до каждого концерта в Малом зале «Зарядья» о симфониях композитора расскажут музыканты, журналисты и музыковеды:

Петр Айду и Григорий Кротенко (№1 и №2)
Юлия Бедерова (№8 и №15)
Левон Акопян (№11, №13 и №14 – о последней совместно с Юрием Башметом)
Дина Кирнарская (№6 и №10)
Варвара Турова и Алексей Курбатов (№5)
Иосиф Райскин (№7)
Ольга Дигонская (№9 и №12)
Андрей Борейко (№4)
Иосиф Райскин и Даниил Райскин (№3)


Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте.
Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – одна из самых значительных и в то же время самых противоречивых фигур на культурной сцене СССР. Безусловно, речь идет не о стилистической составляющей его творчества – в целом произведения Шостаковича выдержаны в достаточно традиционной манере – прежде всего, имеется ввиду история отношений Шостаковича с советской властью. С одной стороны, Шостакович, по мнению некоторых критиков, «самый преданный музыкальный сын Советской России», с другой – композитор, искренне ненавидящий советскую систему.

Противоречивые и сложные отношения с советским режимом наложили отпечаток на симфонии Шостаковича – «величие и боль» его музыки настолько замешаны на советской жизни, что этот контекст игнорировать невозможно. Творчество Шостаковича оказывается своеобразной «историей болезни» советской цивилизации – фактически в каждом опусе композитора слышится реакция на те или иные события.