EN / RU


6+

Программа

Шостакович
Симфония №5
Сюита из балета «Болт»

В программе возможны изменения

1 декабря 2020 Вторник 20.00 Большой зал
20.00 Большой зал

Шостакович. Симфония №5.
Красноярский академический
симфонический оркестр

Дирижер – Владимир Ланде
Концерт перенесён на 1 декабря 2021 >>

В зале «Зарядье» открывается цикл концертов, посвященный симфониям Шостаковича.

Впервые в масштабном проекте примут участие столичные и региональные оркестры: Большой симфонический оркестр, Государственный академический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Национальный симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Персимфанс, «Солисты Москвы» и другие. За дирижерский пульт встанут Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блез (Франция), Дмитрий Лисс, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин.

В 1936 Шостакович попадает в число опальных авторов после вышедших в газете «Правда» статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Большинство его произведений, написанных до 1936, оказываются в «черном списке» и надолго исчезают из культурной жизни страны. Несмотря на сложные обстоятельства, в апреле 1937 композитор, находясь в Крыму, приступает к сочинению своей Пятой симфонии. Ее премьера состоялось 21 ноября 1937 в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Демонстративные овации высокопоставленных слушателей после исполнения сочинения в разгар «Большого террора» значили многое: судя по всему, композитор был реабилитирован. Об этом говорили и многочисленные положительные отзывы в прессе: «деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику», «о становлении личности» в условиях социализма и других. Симфония была с успехом воспринята не только блюстителями идеологии, но и представителями творческой интеллигенции, что не могло не насторожить тех, кто занимался культурной политикой советского государства.

В 1930-е годы Шостакович получил предложение написать балет «Болт» – изначально он назывался «Вокруг новой машины» – на либретто Виктора Смирнова, директора Московского художественного театра. Балет получился сатирическим: два первых акта представляли собой своего рода ревю. С одной стороны, плакатное обличение пережитков (прогульщик, поп, солопницы, соглашатель), с другой — массовые танцы и пантомимные сцены: «Проверка установки машины», «Пуск цеха». Премьера балета оказалась первым и последним исполнением сочинения – на сцене «Болт» больше не появился. Сюита из балета была впервые исполнена в 1933.

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».
Варвара Турова и Алексей Курбатов

Поскольку многие сами собой разумеющиеся вещи из понимания музыки Шостаковича уходят вместе с тем поколением, для которого эта музыка писалась – необходимым становится комментарий к каждому концерту. С этой целью создан цикл «Разговор о Шостаковиче»: за час до каждого концерта в Малом зале «Зарядья» о симфониях композитора расскажут музыканты, журналисты и музыковеды:

Петр Айду и Григорий Кротенко (№1 и №2)
Юлия Бедерова (№8 и №15)
Левон Акопян (№11, №13 и №14 – о последней совместно с Юрием Башметом)
Дина Кирнарская (№6 и №10)
Варвара Турова и Алексей Курбатов (№5)
Иосиф Райскин (№7)
Ольга Дигонская (№9 и №12)
Андрей Борейко (№4)
Иосиф Райскин и Даниил Райскин (№3)

Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте.
Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – одна из самых значительных и в то же время самых противоречивых фигур на культурной сцене СССР. Безусловно, речь идет не о стилистической составляющей его творчества – в целом произведения Шостаковича выдержаны в достаточно традиционной манере – прежде всего, имеется ввиду история отношений Шостаковича с советской властью. С одной стороны, Шостакович, по мнению некоторых критиков, «самый преданный музыкальный сын Советской России», с другой – композитор, искренне ненавидящий советскую систему.

Противоречивые и сложные отношения с советским режимом наложили отпечаток на симфонии Шостаковича – «величие и боль» его музыки настолько замешаны на советской жизни, что этот контекст игнорировать невозможно. Творчество Шостаковича оказывается своеобразной «историей болезни» советской цивилизации – фактически в каждом опусе композитора слышится реакция на те или иные события.