Продолжительность:
75 минут без антракта
6+
Купить билет
Корзина

В программе возможны изменения

14 Апреля 2019 Воскресенье 19.00 Большой зал
19.00 Большой зал

Фильм С. Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”» с музыкой Эдмунда Майзеля в живом исполнении

Персимфанс – первый симфонический ансамбль
Оркестр без дирижера
Купить билет
Корзина
В этот вечер по инициативе Персимфанса в Большом зале «Зарядье» состоится показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» – с «живой» музыкой Эдмунда Майзеля, не исполнявшейся со времен европейской премьеры этой картины. Между тем, именно такое звуковое сопровождение утвердил и горячо одобрил сам Эйзенштейн. У нас фактически будет реконструирован показ 1920-х годов, с небольшим по составу оркестром и шумовыми машинами, сделанными по эскизам начала XX века. Перед началом вы увидите «киножурнал»: несколько фильмов братьев Люмьер с аккомпанементом на механическом пианино.
 
Идея этого исключительно смелого проекта принадлежит Персимфансу, оркестру, играющему без дирижера. Это один из самых дерзких и одухотворенных московских коллективов; он не любит повторяться, поэтому ничего подобного в ближайшем будущем мы в Москве, скорее всего, не услышим. О его концертах очень точно написала Екатерина Бирюкова, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» на портале colta.ru: «Каждый раз все заканчивается стоячей овацией, полным восторгом и жалостью к тем, кто сюда не дошел и это не пережил. Потому что за неимением главнокомандующего невероятная энергетика исходит от каждого участника оркестровой демократии.» 
 
«Броненосец „Потемкин“» – фильм, в котором все сошлось: пропаганда, призыв к революции, протест против насилия, вымысел (расстрел на одесской лестнице), правда (мятеж матросов и гибель Вакулинчука), новаторский подход к монтажу (Эйзенштейн называл его «монтаж аттракционов») и даже первые пробы цвета в черно-белом немом кино (красный флаг раскрашивали вручную, в каждом кадре). 

Музыкальное сопровождение к нему переделывали не однажды: фильм шел и с музыкой Бетховена, и с музыкой Николая Крюкова, в 1970-е годы он был озвучен фрагментами симфоний Шостаковича, и этот вариант стал наиболее известен. Между тем, в 1926 году для проката этого фильма за рубежом музыку к нему написал австрийский композитор Эдмунд Майзель (1894-1930). Она настолько поразила Эйзенштейна, что он предложил Майзелю работать и с его следующим фильмом, «Октябрь».
 
Персимфанс – первый симфонический ансамбль без дирижёра – был основан в 1922 году под влиянием революционных идей «коллективного труда» и борьбы с диктатурой. В него вошли солисты Большого театра, профессора и студенты Московской консерватории, которых объединил известный скрипач Лев Цейтлин. О Персимфансе восторженно отзывался Сергей Прокофьев, исполнивший с этим оркестром свой Третий фортепианный концерт (1927 г.).
 
Новый Персимфанс появился в 2008 году, в числе его основателей – музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко. По словам Петра Айду, «Персимфанс» – настолько мощное явление, что надо было просто взять и продолжить работу его создателей. В XXI веке их идеи стали еще более актуальными, понятными и очевидными». 

Ансамбль осуществил ряд масштабных проектов, в числе которых – исполнение кантаты «Путь Октября» (совместно с четырьмя московскими хорами, на ул. Тверская в 2017 году), с триумфальным успехом выступил в Концертном зале Чайковского и дюссельдорфском Тонхалле, показав ряд произведений 1920-х годов совместно с Дюссельдорфским оркестром, недавно исполнил Девятую симфонию Бетховена в Большом зале «Зарядье», причем в конце тему радости с оркестром спел весь зал.