Top.Mail.Ru
4 марта 2023
  • 19:00
  • Суббота
  • Большой зал

Малер. Симфония №3
Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижёр – Александр Лазарев

  • Продолжительность

    95 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №3 ре минор
    Лето шествует вперед
    Что рассказывают мне цветы на лугу
    Что рассказывают мне звери в лесу
    Что рассказывает мне ночь
    Что рассказывает мне утренний звон
    Что рассказывает мне любовь
    В программе возможны изменения
Вокальный ансамбль INTRADA
Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова


Олеся Петрова, меццо-сопрано

Аркадий Старков, тромбон
Антон Орлов, почтовый рожок

Новый авторский цикл Зала Зарядье #малер позволит зрителям в течение одного концертного сезона услышать все симфонии этого величайшего симфониста. Каждую симфонию будет исполнять один из лучших столичных или региональных оркестров. Важно, что ни один коллектив и дирижёр в цикле не повторяется. 

Каждый концерт предваряет лекция о произведении, культурном контексте и времени, в которое оно было написано.

***

Третья симфония Малера была создана летом 1895 и 1896 годов. Композитор считал, что в его сочинении «отражается весь мир».
«Моё произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании, – писал Малер. – Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего ещё не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…».

В одном из писем Малер сообщил программу симфонии, название которой («Весёлая наука») позаимствовал у Ницше.
Шестичастная симфония длится больше полутора часов, из них 45 минут звучит только первая часть, поражающая масштабом музыкальных идей. Музыковед И. И. Соллертинский слышал в ней звуки «природы, бурно ломающей льды, выходящей из берегов».  

Симфония впервые прозвучала 9 июня 1902 года, спустя шесть лет после своего написания. 

  • Александр Лазарев

    Александр Лазарев – выдающийся дирижёр, народный артист России. С 1987 по 1995 годы был главным дирижёром и художественным руководителем Большого театра. В 1992-1995 годы Александр Лазарев – главный приглашенный дирижёр Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1997 по 2005 – главный дирижёр Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижёр). С 2008 по 2016 годы возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижёр, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Консертгебау, лондонский оркестр «Филармония», филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами театров Ла Монне, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижёра – произведения от XVIII века до авангарда.

    Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижёра. В 2010 году дирижёр награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко.

  • Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова

    Первое выступление Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты – Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Владимир Юровский, Василий Петренко. В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. За дирижёрским пультом коллектива стояли Н. Голованов, К. Зандерлинг, К. Кондрашин, Е. Мравинский, Г. Рождественский, М. Ростропович, И. Стравинский, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, Ю. Темирканов. С оркестром выступали знаменитые музыканты, в числе которых И. Архипова, Е. Образцова, Д. Хворостовский, П. Доминго, Э. Гилельс, В. Клиберн, С. Рихтер, Б. Березовский, Л. Коган, Д. Ойстрах, Г. Кремер, Ю. Башмет, Н. Гутман. Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр представляет русское искусство во всех уголках земного шара, его дискография насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья. Госоркестр регулярно осуществляет мировые и российские премьеры.
  • Олеся Петрова

    Олеся Петрова родилась в Ленинграде. В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Ирины Богачёвой).
    В 2007-2016 годах была солисткой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 года – солистка Михайловского театра, где исполняет партии Ульрики в  опере «Бал-маскарад» Верди, Сантуццы в «Сельской чести» Масканьи, Графини в «Пиковой даме» Чайковского и др.
    В 2014 году дебютировала в Метрополитен-опере – в спектакле «Андре Шенье» (Мадлон); также пела в «Сказках Гофмана» (Голос матери Антонии), «Луизе Миллер» (Федерика), «Аиде» (Амнерис), «Риголетто» (Маддалена), «Князе Игоре» (Кончаковна), «Хованщине» (Марфа).
    В 2018 году дебютировала в Большом театре России, исполнив партию Полины на премьере оперы «Пиковая дама» (дирижер Туган Сохиев, режиссер Римас Туминас). Как приглашенная солистка выступала в Греческой национальной опере (Ульрика в «Бале-маскараде», Судзуки в «Мадам Баттерфлай»), Цюрихской опере (Кончаковна в «Князе Игоре»), Латвийской национальной опере (Азучена в «Трубадуре», Амнерис в «Аиде»), Гамбургской государственной опере (миссис Седли в «Питере Граймсе», Федерика в «Луизе Миллер»), мадридском театре Реал (ключница Амелфа в «Золотом петушке»), барселонском театре Лисео (Эмилия в «Отелло»), Монреальской опере (Фенена в «Набукко», Амнерис в «Аиде»), Пермском театре оперы и балета (Иоанна в «Орлеанской деве», Дуэнья в «Обручении в монастыре») и др., а также на фестивале «Арена-ди-Верона».
    Концертный репертуар включает меццо-сопрановые партии в кантатах Баха, оратории «Мессия» Генделя, Stabat Mater Перголези, Реквиеме и Коронационной мессе Моцарта, Маленькой торжественной мессе Россини, Девятой симфонии Бетховена, Реквиеме Верди, Второй, Третьей и Восьмой симфониях, «Песне о земле» и «Песне об умерших детях» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, Заутрене Пендерецкого, а также вокальные циклы Вагнера, Берлиоза, Малера, Мусоргского, Шнитке.

  • Хоровое училище имени А.В. Свешникова

    Профессиональные традиции Московского хорового училища своими корнями уходят в многовековую историю. В них соединились влияния двух важнейших певческих центров Руси XV−XVI веков − московских хоров Государевых и Патриарших певчих дьяков. В деятельности обоих хоров наряду со взрослыми певцами принимали участие мальчики. В течение нескольких столетий именно эти коллективы составляли славу отечественной музыкально-исполнительской культуры. В начале XVIII века хор Государевых певчих дьяков был преобразован в Придворную певческую капеллу и переехал в Петербург.

    В 1937 году при тогда уже Ленинградской певческой капелле была организована детская хоровая школа. А в 1944 году ее юные воспитанники составили основу первого набора Хорового училища, открывшегося в Москве. Основателем и художественным руководителем Московского хорового училища стал виднейший мастер русской хоровой культуры А.В. Свешников (1890−1980). Победный 1945 год стал годом и первого отчетного концерта Хорового училища, и его первого выпуска.

    Свешников привлек к работе в Хоровом училище выпускников Синодального училища церковного пения − ветви хора Патриарших певчих дьяков. Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, А.Ф. Гребнев привнесли в Хоровое училище не только традиции своего учебного заведения, но и большой собственный профессиональный опыт. К преподаванию в Училище были привлечены и другие яркие музыканты: фортепианная школа Ф.М. Блуменфельда была представлена профессором Московской консерватории, композитором М.С. Раухвергером и пианистом Я.М. Каабаком, школу В.И. Сафонова представляли В.А. Зиринг и Н.М. Шлыкова, преподавала в Училище ученица А.Б. Гольденвейзера и Г.Р. Гинзбурга В.Д. Ныркова, учеником К.Н. Игумнова был Э.Г. Гельман. Среди первых преподавателей Училища − пианист Г.М. Динор, теоретики К.М. Щедрин, Т.В. Оболадзе, В.В. Соколов, позже − Ф.Ф. Мюллер, композитор М.А. Парцхаладзе.

    Хоровое пение – вид искусства, где во многом определяющую роль играет личностный и профессиональный уровень руководителя исполнительского коллектива. Для Московского хорового училища первых десятилетий таким мастером-наставником стал А.В. Свешников. Будучи одной из центральных фигур музыкальной иерархии послевоенного СССР (ректор Московской консерватории, художественный руководитель Государственного хора Союза ССР), Свешников заложил краеугольный камень в основание всей последующей деятельности Хорового училища, которое ныне носит его имя. Создатель Училища, он оставался его опекуном до конца своих дней, но, естественно, с годами переуступал функции ведущего дирижера-хормейстера своим воспитанникам. При этом с момента основания Училища с хором мальчиков постоянно работала группа хормейстеров из числа выпускников Училища.

    С середины 50-х и в 60-х годах хором мальчиков и Училищем руководил Ю.М. Уланов (1929-1995), выдающийся ученик и один из верных последователей школы А.В. Свешникова. После ухода в 1969 году Ю.М. Уланова некоторое время обязанности руководителя исполнял А.Д. Кожевников (1933−2011), а с 1970-го года к работе в Училище приступил В.С. Попов (1934−2008).

    С приходом В.С. Попова (1934-2008) Хоровое училище открыло новую яркую страницу своей истории. Высокая одаренность, талант организатора, неординарная работоспособность и энтузиазм, воспринятые В.С. Поповым от своих наставников А.В. Свешникова, А.А. Юрлова, А.Б. Хазанова, опыт создания Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения вели мастера по пути плодотворной созидательной деятельности.

    В конце 80-х Хоровое училище переезжает в новое здание на Фестивальной улице, дом 2 (до этого оно находилось на Большой Грузинской в доме 4/6). А в 1991 году на базе Хорового училища создается высшее учебное заведение − возникает Академия хорового искусства, объединяющая дирижерско-хоровой и вокальный факультеты. С этого времени Хоровое училище имени А.В, Свешникова входит в состав Академии и, что естественно, активно насыщает ее перспективной студенческой молодежью. Характерно, что и после образования вуза В.С. Попов никогда не оставлял свою работу с хором мальчиков как определяющим звеном в деятельности прославленного учебного заведения.

    Благодаря интенсивной концертной практике хор мальчиков постоянно находился в гуще современного творческого процесса. Отличительной чертой Хорового училища было частое сотрудничество с выдающимися дирижерами и солистами. В разное время с хором работали дирижеры Е. Мравинский, С. Самосуд, Г. Абендрот, А. Гаук, И. Маркевич, Е. Светланов, К. Кондрашин, Г. Рождественский, Р. Баршай, Д. Китаенко, В. Федосеев… В составе Академии хорового искусства хоры мальчиков и юношей Хорового училища работали с М. Плетневым, В. Спиваковым, В. Понькиным, В. Синайским, А. Рудиным, Ю. Башметом, П. Коганом, В. Юровским… Партнерами коллективов Хорового училища были виднейшие солисты и среди них И. Козловский, З. Долуханова, Н. Исакова, И. Архипова, Г. Писаренко, Д. Хворостовский, М. Гулегина, М. Кабалье (Испания), Х. Каррерас (Испания).

  • INTRADA

    Вокальный ансамбль INTRADA – молодой коллектив, выступления которого запоминаются сразу. Певцов отличают высокий профессионализм, узнаваемый стиль исполнения, а также большой энтузиазм в работе и трепетное отношение к музыкально-историческому наследию. В 2019 году ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, среди них – Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, Государственный Академический Симфонический Оркестр России и Владимир Юровский, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, «Оркестр Века Просвещения», Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт и мн. др.

    Коллектив с успехом выступал на европейских музыкальных фестивалях: Дрезденском культурном форуме, Дрезденском музыкальном фестивале, Musikfest Erzgebirge, концертной серии немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург, Live From London и др. Неоднократно принимал участие в известном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

  • Продолжительность

    95 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №3 ре минор
    Лето шествует вперед
    Что рассказывают мне цветы на лугу
    Что рассказывают мне звери в лесу
    Что рассказывает мне ночь
    Что рассказывает мне утренний звон
    Что рассказывает мне любовь
    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.