Продолжительность:
75 мин без антракта
6+
Купить билет
Корзина

В программе возможны изменения

2 Ноября 2019 Суббота 15.00 Малый зал
15.00 Малый зал

«Терменвоксу – 100 лет». Бах, Каччини, Рахманинов, Сен-Санс, Ростовская

Олеся Ростовская, терменвокс
Мария Мартынова, фортепиано


Купить билет
Корзина

В 1927 году во Франкфурте-на-Майне состоялась международная музыкальная выставка. Советскую Россию представлял молодой ученый-изобретатель Лев Сергеевич Термен. Он демонстрировал созданный им за 7 лет до этого, в 1920 году, новый электромузыкальный инструмент – Терменвокс (Термен + «vox» – голос). Игра на нем заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, – частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная – за изменение громкости звука.

Успех концерта на музыкальной выставке был грандиозный: Термена засыпали приглашениями – Дрезден, Нюрнберг, Гамбург, Берлин… Слушатели восторгались «музыкой воздуха», «музыкой эфирных волн», «музыкой сфер». Кто-то называл терменвокс «небесным» инструментом, кто-то «сферофоном».

К тому времени в Стране Советов изобретение также было признано крайне важным, в частности, для пропаганды электрификации страны. В марте 1922 была устроена демонстрация изобретения Термена в Кремле, на которой присутствовал Ленин. Термен представил терменвокс, объяснял принцип его работы, а Ленин пытался исполнить на нем «Жаворонка» Глинки.

Сейчас существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией, производятся как серийные, так и штучные модели, сложились различные школы игры на этом инструменте. Но, как ни странно, терменвоксистов (исполнителей на терменвоксе), по сравнению с музыкантами других специальностей, очень мало не только в России, но и во всем мире.

Олеся Ростовская – одна из них. Органист, карильонист, звонарь, она активно пишущий композитор, просветитель и автор научных статей. На терменвоксе начала играть в начале 2000-х. Училась у внучатой племянницы легендарного изобретателя этого инструмента Лидии Кавиной. Первый раз вышла на сцену, проучившись у нее четыре месяца, со своими сочинениями. После этого концерта уже не ходила к Кавиной систематически, зато внимательно анализировала видеозаписи знаменитой терменвоксистки Клары Рокмор, по которым училась как бы заочно.

Партнером Олеси по сцене в этот раз стала Мария Мартынова – выпускница Московской консерватории, яркая пианистка, исполнительница камерной музыки, а также блестящий детский педагог, организатор, автор и руководитель самых разнообразных музыкальных проектов.