EN / RU


Продолжительность
2 отделения по 45 минут
6+
28 мая 2021 Пятница 19.00 Большой зал
19.00 Большой зал

Гендель
Оратория «Ацис и Галатея»



Галатея – Франческа Аспромонте, сопрано
Ацис – Богдан Волков, тенор
Полифем – Андреас Вольф, бас-баритон
Дамон – Мориц Калленберг, тенор

Оркестр Pratum Integrum
Вокальный ансамбль INTRADA
Дирижер – Вацлав Лукс

«Ациса и Галатею» называют и пасторалью, и оперой, и маской, и светской ораторией. Это само по себе говорит о том, что сочинение отличается от всех упомянутых жанров. Либретто написал Джон Гей, будущий соавтор композитора Пепуша по пресловутой «Опере нищего». Сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия: морская нимфа влюблена в пастуха Ациса, их застает врасплох ревнивый циклоп Полифем. Ацис гибнет, но Галатея своим волшебством превращает его кровь в речной поток. Уход от условно-идиллической пасторали кажется резким и неожиданным: комичное влюбленное чудовище совершает убийство, простенькая девушка становится трагической героиней, наделенной волшебной силой.  

Гендель написал «Ациса и Галатею» в 1718 г., еще до того, как для англичан он стал великим Генделем и национальной гордостью, и даже до того, как он впервые занял пост директора Королевской академии музыки. Ему было 33 года, он состоял на службе Джеймса Бриджеса, будущего герцога Чендосского, и сочинял музыку для его домашнего оркестра. Гендель не в первый и не в последний раз обратился к сюжету об Ацисе и Галатее, но именно редакция 1718 г. с некоторыми более поздними изменениями стала особенно популярной. Хор, предвещающий беду, трио, в котором двое счастливых влюбленных не слышат воплей Полифема, дивная ария плачущей Галатеи, – красоту этой музыки не затмили ни более поздние оперы, ни оратории. За рубежом эта версия «Ациса» не сходит со сцены, в России она пока звучит сравнительно редко.

Франческа Аспромонте, сопрано

«Франческа Аспромонте рождена для сцены, и поразительно, с какой полнотой раскрылся ее талант: играя на гитаре и тамбурине, танцуя, она не прекращает восхитительное пение и без малейшего усилия сплетает и нанизывает музыкальные фразы…» (Bachtrack)

В её исполнении оживают «даже аллегорические фигуры оперных Прологов» (allmusic.com).

Выпускница зальцбургского Моцартеума и римской Академии Св. Чечилии, где она училась, в частности, у знаменитой Ренаты Скотто. Участница Европейской барочной академии в Амброне (2013). Выступала в крупнейших залах, от Карнеги-холла до венского Музикферайна, лондонского Альберт-холла и Версаля. Исполнила роль Музыки в опере Монтеверди «Орфей» в рамках BBC Proms под управлением Джона Элиота Гардинера (2015). Сотрудничает с Леонардо Аларконом, Рафаэлем Пишоном, Диего Фазолисом и Оттавио Дантоне. С Джованни Антонини и знаменитым ансамблем Il Giardino Armonico записала одну из кантат Гайдна, а первый сольный альбом, «Пролог», выпустила с Энрико Онофри и оркестром Il pomo d’oro.

В 2013-15 годах Богдан Волков был артистом Молодёжной оперной программы Большого театра России. В феврале 2014 дебютировал в роли Ивана Лыкова в новой постановке «Царской невесты» Римского-Корсакова под руководством Геннадия Рождественского. В следующем году, завоевав I премию и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе оперного пения в Париже, дебютировал на сцене Большого театра в роли Ленского («Евгений Онегин» Чайковского). С 2016 по 2018 – солист Большого театра России, на сцене которого исполнил роли Юродивого, Владимира Игоревича, Князя Мышкина, Царя Берендея, Новичка (Бриттен, «Билли Бад»). С 2018 – солист Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. В сезоне 2018/19 дебютировал на сценах Метрополитен-оперы, Берлинской государственной оперы, Королевского театра Ла Монне (Брюссель) – на сцене последнего блистательно исполнил роль Гвидона в постановке Дмитрия Чернякова («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова). Выступал на фестивалях в Экс-ан-Провансе, Савонлинне, Глайндборне. В 2020 впервые выступил на Зальцбургском фестивале и на сцене Венской государственной оперы.

Андреас Вольф получил начальное музыкальное образование в областной гимназии Вернигерода, затем окончил консерватории в Детмольде и Берлине. В настоящее время Андреас – один из самых востребованных концертных и оперных певцов, регулярно выступающий с лучшими ансамблями старинной музыки в таких престижных залах, как Парижская филармония, лондонский Barbican Center, Lincoln Center в Нью-Йорке, Берлинская филармония, мюнхенский Herkulessaal, штутгартский Liederhalle, парижский Театр Елисейских полей. В числе коллективов, с которыми он сотрудничал в последнее время, – Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи, Le Concert Spirituel под руководством Эрве Нике, Il pomo d'oro и Стефано Монтанари, Concerto Köln и Питер Дикстрас.

В числе важнейших оперных ангажементов певца – Гульельмо в постановке оперы Моцарта «Так поступают все» (режиссёр Михаэль Ханеве) в Королевском театре Мадрида, брюссельском театре La Monnaie и на Венском фестивале, Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта) в Брюсселе и Штутгарте, Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта) в Мадриде и Рейнской национальной опере в Страсбурге, Папагено («Волшебная флейта» Моцарта) в Женевской опере, Труффальдино («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) и Цунига («Кармен» Бизе) в Баварской национальной опере в Мюнхене, Юпитер («Платея» Рамо) и другие. Концертные ангажементы певцы включали выступления на Генделевских фестивалях в Халле (кантата Генделя «Ацис, Галатея и Полифем» с оркестром Collegium Cartusianum и Кёльнским камерным хором под управлением Петера Нойманна) и Карлсруэ (кантата Генделя «Аполлон и Дафна» с оркестром Deutsche Händel-Solisten под управлением Ринальдо Алессандрини).

Важное место в репертуаре певца занимает камерная музыка – он неоднократно выступал в Германии и Норвегии с песенными циклами Шуберта («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), а также с камерными программами из сочинений Шумана и Вольфа. Среди его выступлений с репертуаром ХХ века необходимо отметить концертное исполнении оперы Шёнберга «Моисей и Аарон» с симфоническим оркестром SWR под управлением Сильвана Камбрелена в Штутгарте и Берлине.

У певца обширная дискография: «Мессия» Генделя под управлением Эрве Нике, кантаты Баха с сопрано Каролин Сэмпсон и Фрайбургским барочным оркестром, «Коронационная месса» Моцарта и Месса си минор Баха с хором Баварского радио и оркестром Concerto Köln.

Мориц Калленберг пел в хоре мальчиков Capella Vocalis в Ройтлингене (Германия). Учился в Высшей школе музыки во Фрайбурге у Реджинальдо Пинейро и в Консерватории имени Луиджи Керубини во Флоренции, посещал мастер-классы Бригитты Фассбендер, Рене Якобса, Маргрит Хониг и Клаудио Дездери. Обладатель Приза имени пианиста и педагога Карла Зеемана и стипендии Элен Розенберг.

В оперном репертуаре Калленберга партии Экклитико («Лунный мир» Гайдна), Продавца животных («Кавалер розы» Р. Штрауса) с Берлинским филармоническим оркестром и сэром Саймоном Рэттлом, Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) в будапештской Академии имени Франца Листа, Второго назарянина («Саломея» Р. Штрауса) в Опере Лейпцига. В концертном репертуаре певца – сочинения  Баха, Гайдна, Моцарта, Шуберта, «Страсти по Матфею» и «Страсти по Брокесу» Телемана, «Пир Александра» Генделя.

В 2017 году Мориц дебютировал в партии Евангелиста («Страсти по Матфею» Баха) под управлением Рубена Джаиса в Милане и в Реквиеме Моцарта в берлинском Концертхаусе. В концертном сезоне 2017/18 Калленберг был участником Оперной студии Штутгартской оперы, с сезона 2018/19 принят в труппу театра, на сцене которого поет партии Первого воина («Волшебная флейта» Моцарта), Оруженосца («Парсифаль» Вагнера), Чаплицкого («Пиковая дама» Чайковского), графа Гогенцоллерна («Принц Гомбургский» Хенце). В 2019 году стал участником академии молодых певцов «Сад голосов» ансамбля Les Arts Florissants; исполнил партию Бельфоре в «Мнимой садовнице» Моцарта в европейском турне.

В октябре 2020 года Мориц спел партию Второго рыцаря Грааля в «Парсифале» в Национальной Рейнской опере в Страсбурге, а также впервые выступил с Gürzenich Orchester Köln под управлением Франсуа Ксавье-Рота.

Вацлав Лукс, дирижёр

Фигура Вацлава Лукса имеет большое значение для музыкальной культуры Чехии – благодаря его усилиям чешская музыка XVII-XVIII веков, в том числе сочинения композиторов Яна Дисмаса Зеленки и Йозефа Мысливечека, зазвучала на крупнейших фестивалях и появилась в репертуаре ведущих концертных залов.

Вацлав Лукс окончил консерваторию в Пльзене и Академию исполнительских искусств в Праге (Чехия). Интерес к барочной музыке, переросший затем в настоящую страсть, привёл Вацлава Лукса в Институт в Базеле (Швейцария), специализирующийся в области изучения старинной музыки. Во время обучения в Базеле и некоторое время после окончания института Вацлав Лукс выступал в качестве валторниста в городах Европы, США, Мексики, Японии. Кроме того, ещё будучи студентом, он организовал камерный ансамбль Collegium 1704, превратив его, уже после завершения гастрольного тура, в полномасштабный барочный оркестр. На базе оркестра был сформирован вокальный ансамбль Collegium Vocale 1704. Под руководством Вацлава Лукса Collegium 1704 становится одним из ведущих коллективов в области исполнения музыки XVII-XVIII веков. В 2008 с успехом прошла серия концертов «Музыкальный мост: Прага – Дрезден», которая была посвящена вокальной музыке XVII-XVIII веков – проект был организован Вацлавом Луксом и Collegium 1704.

Среди недавних концертов с участием дирижёра – выступления на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Варшаве, Берлине, Вене, Брюсселе; на Фестивале старинной музыки в Утрехте и на Фестивале Баха в Лейпциге. Помимо тесной работы с Collegium 1704, он сотрудничает с такими ансамблями, как La Cetra Barockorchester & Vokalensemble Basel, Dresdner Kammerchor и De Nederlandse Bachvereniging. В дискографии музыканта – записи на Accent Records, Supraphon, Zig-Zag Territoires.

Pratum Integrum – оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название оркестра в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор ещё много неизвестных, но редких по красоте сочинений.

Оркестр был основан в Москве в 2003 и вскоре обрел репутацию крайне необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации.

Pratum Integrum впервые представил российской публике уже более 200 сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. Например, при участии оркестра состоялось первое исполнение мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» с привлечением рогового оркестра, впервые прозвучали «Страсти по Иоанну» Георга Гебеля и «Страсти по Марку» Баха (2018), клавирный Концерт до мажор Антонио Сальери (2019) и маска Джона Блоу «Венера и Адонис» (2019).

Памятными для оркестра стали многократные выступления на «Декабрьских вечерах», концерты на крупных международных фестивалях, таких как Tage Alter Musik (Регенсбург, 2006), Musica Antiqua (Брюгге, 2006), на фестивалях в Магдебурге, Санкт-Петербурге и Гданьске. В 2013 при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды. В 2019 оркестр получил грант Президента РФ на создание видеоколлекции записей неизвестной русской музыки и в ходе проекта впервые записал и представил на концертах ряд сочинений русских композиторов и иностранцев, работавших в России во второй половине XVIII века (в том числе – квартеты Тица и Керцелли, симфонии Жоржа и Ванжуры). Оркестр также является лауреатом престижной немецкой премии Preis der Deutchen Schallplattenkritik.

Вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко на сегодняшний день – один из самых ярких коллективов нового поколения, постоянный участник крупных музыкальных событий российской столицы. Ансамбль обладает своим собственным «почерком» и высочайшим профессиональным уровнем.

INTRADA регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, с успехом представляет нашу страну на европейских музыкальных фестивалях. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), «Посольские дары», фестивале камерной музыки «Возвращение», Московском Рождественском фестивале. Коллектив прославился своим исполнением европейской музыки Возрождения и барокко. Но со временем его репертуар заметно расширился: INTRADA осуществляет российские премьеры сочинений современных композиторов, как зарубежных, так и наших соотечественников, исполняет русскую классику. Записи концертов ансамбля транслировались телеканалом «Культура», различными отечественными радиостанциями, а также немецким радио «Культура». В 2014 году вышел диск «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я.П. Свелинка».





Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специльные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.