Top.Mail.Ru
18 января 2024
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

Штраус. «Летучая мышь»
ГАСК России
Дирижёр – Валерий Полянский

  • Продолжительность

    2 отделения по 75 минут
Полусценическое исполнение

Оперетта «Летучая мышь» чаще всего появляется на театральных афишах под новый год, и редкий новогодний гала-концерт крупного оперного театра или филармонии обходится без увертюры к этой великолепной оперетте. Первые же звуки «Летучей мыши», три взрывных аккорда, взлетающие, как пробки от шампанского, вовлекают слушателей в праздничную круговерть. Лейтмотивом всей оперетты звучат слова из дуэта Альфреда и Розалинды – «Счастлив тот, кто идёт мимо горя и забот».

Действующие лица и исполнители:
Генрих Айзенштайн – Максим Сажин, тенор
Розалинда, его жена – Екатерина Чудотворова, сопрано
Адель, их горничная – Юлия Томина, сопрано
Альфред – Максим Калинин, тенор
Фальк, директор театра – Андрей Бреус, баритон
Блинд, адвокат – Олег Полшков, тенор
Орловский, князь – Евгения Сегенюк, контральто
Франк, директор тюрьмы – Леонид Бомштейн, тенор
Дежурный по тюрьме – Сергей Ганин
Помощник дежурного – Вадим Андреев
Лесничий, лакей – Владлен Балтинский, тенор


Иоганн Штраус (1825–1899)
«Летучая мышь»

Дом Айзенштайна

Под окном дома влюбленный Альфред поет серенаду хозяйке дома Розалинде. Его слышит лишь горничная Адель. Чтобы остаться наедине с Розалиндой, Альфред дает Адели пригласительный билет на бал-маскарад к князю Орловскому. Чтобы попасть туда, Адель нужно раздобыть платье и улизнуть из дома. При появлении Розалинды, горничная жалобно просит отпустить ее на всю ночь. Хозяйка отказывает ей и приказывает распаковать новое платье. Адель придумывает, что такое же платье уже видела на баронессе фон Грайфонштурм. Возмущенная Розалинда велит вернуть платье портнихе.

Приходит утомленный Генрих Айзенштайн, за неудачную охоту он осужден на 8 суток и должен вечером явиться в тюрьму. Появляется адвокат Блинд. Генрих обвиняет его в проигрыше дела. Обиженный Блинд уходит. Генрих начинает собираться в тюрьму, но входит директор театра Фальк, и как только Розалинда покидает комнату, приглашает Айзенштайна под видом маркиза де Карамболя отправиться вечером на бал к князю Орловскому, а супруге предлагает сказать, что он идет в тюрьму. Пока Генрих переодевается, Адель, мечтающая стать актрисой, просит Фалька принять ее в театр, но тот отказывает. Возвращается Розалинда, провожает мужа и заодно отпускает Адель.

Входит Альфред, который начинает вновь говорить о своих чувствах. Розалинда пытается прогнать его. В разгар сцены появляется директор тюрьмы Франк, готовый лично забрать Айзенштайна в тюрьму. Он торопит арестанта, чтобы успеть на бал к Орловскому, на который тоже приглашен. Чтобы не попасть в неудобное положение, Розалинда умоляет Альфреда выдать себя за Айзенштайна, и тот отправляется в тюрьму.

Дворец князя Орловского

На балу, устроенном русским князем, царит всеобщее веселье. Радушный хозяин предлагает всем кутить до утра. Фальк увлекся баронессой фон Грайфонштурм (на самом деле это Адель, одетая в платье своей госпожи). Внимание Генриха обращено на даму в костюме Летучей мыши. В беседе с баронессой, Летучая мышь открывает, что она жена Айзенштайна, но не узнает Адель. Появляется Фальк, которому Летучая мышь тоже открывается. Фальк уверяет, что отвез ее мужа в тюрьму, но в этот момент в зал врывается Генрих в окружении дам. Расстроенная Розалинда убегает. Фальк представляет «маркиза Карамболя» Орловскому и гостям. Айзенштайн едва не попадает в нелепое положение, признав в баронессе свою горничную, но они оба договариваются о взаимовыгодном молчании. Генрих, ухаживая за Летучей мышью, теряет голову, и Розалинда забирает у него часы, которые когда-то подарила. Гости продолжают веселиться и пьют на брудершафт.

АНТРАКТ

Бал продолжается. Летучая мышь поет и танцует чардаш. Хозяин бала поднимает тост за гостей и приглашает всех на вальс. Наступает утро. Генрих уговаривает Летучую мышь снять маску, но она убегает. Захмелевшие Франк и Айзенштайн собираются в тюрьму. Выясняется, что Франк вечером уже арестовал некоего «Айзенштайна» в собственном доме, когда тот был наедине с Розалиндой.

Тюрьма 

Арестованный Альфред требует адвоката. Франк возвращается на службу и засыпает. Его будит пришедший с докладом пьяный дежурный, который сообщает, что заключенные раскачивают тюрьму. Почувствовав себя плохо, Франк отправляется в ванну. Тюремный покой нарушает Айзенштайн, он пытается выяснить, кто сидит под его именем в камере. Прибывает адвокат Блинд, добившийся пересмотра решения суда — Айзенштайна должны освободить. Генрих переодевается в костюм адвоката и допрашивает Альфреда. Входит Розалинда, которая надеялась помочь Альфреду. Новоявленный адвокат выясняет обстоятельства ареста и в приступе ревности раскрывает себя. Розалинда же протягивает ему часы, которые он подарил «Летучей мыши». Генрих просит прощения у жены. Появляются Адель, князь Орловский и Фальк — Айзенштайн представляет им Розалинду. Адель признается, что она не баронесса и называет себя актрисой. Фальк обещает принять ее в театр сегодня же. Розалинда прощает мужа. 

  • ГАСК России

    В 1971 году Валерий Полянский основал Камерный хор, который спустя всего четыре года одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии. В 1980 году коллектив получил статус Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, объездил все республики СССР, с успехом выступил на престижных международных фестивалях. В 1991 году путём слияния Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого выдающимся музыкантом, дирижёром Геннадием Николаевичем Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского, была образована Госкапелла. Днём рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года. В этот день в Большом зале консерватории новый коллектив выступил под управлением Г. Н. Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Сегодня Госкапелла – это коллектив из 200 артистов, включая солистов-вокалистов. ГАСК России – желанный гость концертных залов России, регулярно выступает за рубежом. Основу репертуара Госкапеллы составляют сочинения кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвящённые творчеству великих композиторов.
  • Продолжительность

    2 отделения по 75 минут
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.