Софья Кипрская, арфа
БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Филипп Селиванов
-
Программа
Шостакович
«Праздничная увертюра» ля мажор, соч. 96Глиэр
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 74Глазунов
Симфония № 4 ми-бемоль мажор, соч. 48В программе возможны изменения
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением дирижёра Филиппа Селиванова, а также солистка Софья Кипрская (арфа) представят программу из произведений русских и советских композиторов: Дмитрия Шостаковича, Рейнгольда Глиэра и Александра Глазунова.
Откроет концерт Праздничная увертюра (1954) Дмитрия Шостаковича. Композитор написал это произведение по заказу Большого театра в честь 37-й годовщины Октябрьской революции. Интересно, что работа над Увертюрой заняла у Шостаковича всего три дня. Исследователи отмечают некоторое сходство Праздничной увертюры с Увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Премьера Праздничной увертюры состоялась 6 ноября 1954 года в Большом театре под управлением Александра Мелик-Пашаева. Успех был настолько большим, что даже спустя 26 лет Праздничная увертюра была выбрана фирменной музыкальной темой для летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Концерт для арфы с оркестром (1938) Рейнгольда Глиэра интересен тем, что в процессе работы над этим Концертом композитор нередко обращался за советом к знаменитой арфистке Ксении Эрдели. В Концерте три части: Allegro moderato, Thema mit Varianten. Andante, Allegro giocoso. Первая часть, Allegro moderato, написана в традициях русской лирики. Вторая часть, Thema mit Varianten. Andante, выполнена в форме вариаций, что, по всей видимости, является отсылкой к Первому фортепианному концерту Александра Глазунова, написанному по похожему принципу. Третья часть, Allegro giocoso, носит характер весёлого русского народного танца. Премьера Концерта для арфы состоялась в Москве 23 ноября 1938 года. После Второй мировой войны Концерт приобрёл большую популярность на Западе и занял видное место в репертуаре арфистов.
Симфония № 4 (1893) Александра Глазунова посвящена знаменитому музыканту, основателю Петербургской консерватории Антону Рубинштейну. В этой музыке Глазунов показал себя преемником традиций «могучей кучки», так как во многом опирался на мелодику народных песен. В Симфонии три части: Andante - Allegro moderato, Scherzo: Allegro vivace, Andante - Allegro. Первая часть, Andante - Allegro moderato, сочетает принципы стандартной первой и лирической второй частей классического симфонического цикла. В её мелодии угадываются черты русской народной песни. Вторая часть, Scherzo: Allegro vivace, написана в духе французского народного танца. Торжественный финал, Andante - Allegro, отличается масштабом и обилием тем. Премьера Четвёртой симфонии состоялась 22 января 1894 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова.
-
Филипп Селиванов
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге, затем обучался в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова на факультете хорового дирижирования (класс профессора Т. И. Хитровой). В 2013 году продолжил обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова на факультете оперно-симфонического дирижирования (класс профессора А. И. Полищука), который окончил в 2018 году.Участвовал в мастер-классах Василия Синайского (2015), Бруно Вайля (2015), Дориана Уилсона (2016), Владимира Федосеева (2017).
С 2019 года – стажёр Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (Москва).
С 2017 по 2019 годы – дирижёр Михайловского театра (Санкт-Петербург).
С 2020 года – дирижёр Московского музыкального театра «Геликон-Опера».
В качестве приглашённого дирижёра сотрудничает с оркестрами Большого театра России, Большого театра Беларуси, Мариинского театра, Красноярского театра оперы и балета, Краснодарского музыкального театра, а также с оркестром Белгородской филармонии, Тюменским филармоническим оркестром, оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Молодежным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга и другими.
-
Софья Кипрская
Софья Кипрская родилась в 1991 году в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуру (класс профессора А. А. Макаровой). Затем обучалась в Пражской консерватории и Королевской консерватории Брюсселя.
В 2008–2009 годах – солистка Симфонического оркестра Мариинского театра.
С 2011 года – концертмейстер группы арф.
Софья Кипрская принимала участие в Европейском конгрессе арфистов в Лионе и Кардиффе, представляла Россию на Международном конгрессе арфистов в Амстердаме и Сиднее. Выступала с сольными программами на фестивалях «Виртуозы планеты», «Звёзды белых ночей», «Музыкальный Олимп», Crescendo, «Звёзды на Байкале», «Дворцы Санкт-Петербурга», «Музыкальная экспедиция», фестивалях в Миккели (Финляндия) и Сантандере (Испания), Международном фестивале арфы (Сока, Япония), Forte Music Fest (Алматы).
Давала концерты в крупнейших залах Японии, Австралии, Франции, Сербии, Чехии, Нидерландов, Испании, Италии, США, в том числе в нью-йоркском Карнеги-холле, зале Фонтенбло, пражском зале Рудольфинум, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Большом и Малом залах Московской консерватории. Сотрудничала с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным симфоническим оркестром Украины, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баварского радио и другими коллективами.
В составе Симфонического оркестра Мариинского театра принимала участие в записи ряда компакт-дисков. В сотрудничестве с Российским институтом истории искусств выпустила два альбома с музыкой времён императрицы Елизаветы Алексеевны. Записала сольный компакт-диск Recital in Paris.
-
Программа
Шостакович
«Праздничная увертюра» ля мажор, соч. 96Глиэр
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 74Глазунов
Симфония № 4 ми-бемоль мажор, соч. 48В программе возможны изменения