Top.Mail.Ru
5 марта 2020
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

Фестиваль «Бетховен и Чайковский». Данте и Гете

  • Продолжительность

    1 отделение 30 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    Бетховен
    Музыка к трагедии И.В. Гёте «Эгмонт»
    для сопрано и оркестра, op. 84

    Чайковский
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия
    по Данте, ор. 32
    «Итальянское каприччио» на темы народных песен
    для оркестра, op. 45
Алла Демидова, художественное слово



Национальный филармонический оркестр России 
Дирижер – Винценц Праксмарер (Австрия) 

Анастасия Белукова, сопрано

Сила поэзии двух величайших представителей мировой литературы – Данте и Гете – вдохновила многих художников на создание произведений самых разных жанров.

Бетховен называл Гете в числе своих любимейших поэтов, поэтому заказ на музыку к «Эгмонту» от директора венских придворных театров Йозефа Хартля фон Луксенштейна, вероятно, был очень близок ему. Близок ему был и сам образ героя-Эгмонта, героя, борющегося за торжество справедливости и свободы, который постоянно присутствует в творчестве «Микеланджело в музыке», как воспринимал Бетховена Чайковский.


Однако гётевская историческая драма о власти и свободе в спектакле превратилась в злободневную пьесу о войне, насилии и попранном национальном достоинстве: в то время армия Наполеона быстро приближалась к Вене. Актуальность спектакля обрекла его на забвение, и сейчас нам известна только знаменитая увертюра, с доскональной конкретикой описывающая гнет испанцев – ропот народа – взлет и гибель гордого героя – апофеоз и триумф…

Всю музыку, написанную Бетховеном, сейчас практически не исполняют. И наш фестиваль предоставляет такую уникальную возможность. Песни Клерхен, с детства любящей Эгмонта, поет молодая певица Анастасия Белукова, солистка Московского театра «Новая Опера», которая, по словам прессы «дарит слушателям подлинное ощущение лирико-колоратурного стиля». Текст драмы Гете читает Алла Демидова. По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос «Девочка, кем бы ты хотела стать?», она говорила – «Великой актрисой». И трудно не согласиться, что цель, поставленная пятилетним ребенком, была достигнута. Актриса театра и кино, разножанровый литератор, этот большой художник последнее время посвятила себя собственным проектам. Она создает моноспектакли на стихи поэтов разных стран и эпох, выступает с Российским национальным оркестром, с оркестром Пермского театра оперы и балета, с Национальным филармоническим оркестром.

*   *   *

«Франческа да Римини» и «Итальянское каприччио», в отличие от «Эгмонта», писались не по заказу. Благодаря регулярной помощи мецената Надежды Филаретовны фон Мекк, композитор имел возможность создавать произведения не только «по случаю», но и исключительно по вдохновению. Во время пребывания за границей, Петр Ильич увидел новое издание «Божественной поэмы» Данте, иллюстрированное Густавом Доре, и тут же «возгорелся желанием» запечатлеть в музыке один из эпизодов поэмы – пятую песнь «Ада», рассказывающую о трагической судьбе Франчески. «Любовь вышла, кажется, порядочно, – писал он брату, Модесту Ильичу. – Что касается вихря, то можно бы написать что-нибудь более соответствующее рисунку Доре, но не вышло так, как хотелось».

«Итальянское каприччио» было написано под впечатлением от традиционного римского карнавала. «Когда хорошенько вглядишься в публику, беснующуюся на Corso, то убеждаешься, что как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, но оно искренне и непринужденно... Оно вдыхается в здешнем воздухе, теплом, ласкающем», – рассказывал композитор Надежде Филаретовне фон Мекк.

*   *   *

За пульт Национального филармонического оркестра встанет австрийский дирижер Винценц Праксмарер, воспитанник Венского университета музыки и исполнительского искусства. Он работал ассистентом у ведущих современных дирижеров как в симфоническом, так и в оперном репертуаре, в последние годы дебютировал на фестивале Lehár Bad Ischl, оперном фестивале в Клостернойбурге, Зальцбургском фестивале, Национальной опере Парижа, Венской государственной опере, сотрудничал с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио, Московским государственным симфоническим оркестром. В настоящее время возглавляет созданный им камерный оркестр «Венский дивертисмент».

  • Продолжительность

    1 отделение 30 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    Бетховен
    Музыка к трагедии И.В. Гёте «Эгмонт»
    для сопрано и оркестра, op. 84

    Чайковский
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия
    по Данте, ор. 32
    «Итальянское каприччио» на темы народных песен
    для оркестра, op. 45
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.