Top.Mail.Ru
13 января 2024
  • 19:00
  • Суббота
  • Большой зал

Яна Дьякова, меццо-сопрано
Оркестр Pratum Integrum
«Старинный» Новый год

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Корелли
    Кончерто гроссо соль минор «Рождество», ор. 6 № 8

    Вивальди
    Agitata da due venti из оперы «Гризельда»
    Vedrò con mio diletto из оперы «Джустино»

    Корретт
    Сюита Noël

    Броски
    Son qual nave ch'agitata из оперы «Артаксеркс»

    II отделение

    Вивальди
    La tempesta di mare / «Буря на море»
    Концерт для флейты с оркестром фа мажор, RV 433

    Гендель
    Un pensiero nemico di pace из оратории «Триумф Времени и Правды»
    Lascia la spina из оратории «Триумф Времени и Правды»
    Come nembo che fugge col vento из оратории «Триумф Времени и Правды»

    Вивальди
    La Follia – трио-соната для двух скрипок и цифрованного баса ре минор, op. 1 № 12

    Глюк
    Addio, о miei sospiri из оперы «Орфей и Эвридика»

    В программе возможны изменения



В Старый Новый год меццо-сопрано Яна Дьякова и оркестр исторических инструментов Pratum Integrum приглашают слушателей в путешествие по миру барочной оперы.

Вивальди сообщал, что является автором девяноста четырёх опер, хотя до нашего времени дошли сведения лишь о половине из них, а сохранилась и вовсе только двадцать одна партитура. В операх великого итальянца уживаются виртуозные бравурные арии и полные тихой красоты откровения. В программе концерта – ария Констанцы из оперы «Гризельда», требующая широчайшего диапазона и неординарного владения вокальной техникой, и Vedrò con mio diletto из оперы «Джустино», в которой император Анастасий обращается к своей супруге Ариадне, захваченной в плен. Исполненная глубокой скорби, эта ария целиком выдержана на нисходящей хроматической басовой линии.

Прозвучит также ария Удовольствия из «Триумфа Времени и Правды» – первой оратории Генделя, написанной в 1707 году в Риме по либретто кардинала Памфили на аллегорический сюжет. Премьера оратории не имела успеха, и композитор возвращался к её переработке дважды на протяжении своего 50-летнего творческого пути.

В 1734 году здание Королевского театра на Сенном рынке в Лондоне, где ставил свои оперы Гендель, заняла конкурирующая с его труппой «Опера знати», организованная группой аристократов под руководством принца Уэльского Фредерика. Ближе к концу года к «Опере знати» примкнул знаменитый кастрат Фаринелли, и первое его лондонское выступление состоялось в пастиччо «Артаксеркс», написанном рядом авторов, среди которых был родной брат Фаринелли Риккардо Броски. Побывавший на премьере Чарльз Бёрни писал: «В знаменитой арии Son qual nave, сочинённой его братом, первую ноту он начинал с такой нежностью и постепенно усиливал звук до такой потрясающей мощи, а затем точно так же ослаблял к концу, что аплодировали ему целых пять минут. […] Фаринелли выделялся не только подвижностью, он теперь соединял в себе преимущества всех великих певцов. В его голосе были сила, сладость и диапазон, а в его стиле – нежность, грация и быстрота. Он, безусловно, обладал качествами неведомыми до него и не встречавшимися после него ни у одного человеческого существа; качествами неотразимыми и покорявшими каждого слушателя – учёного и невежду, друга и врага».

  • Оркестр Pratum Integrum

    Оркестр Pratum Integrum, играющий на исторических инструментах, был основан в Москве в 2003 и вскоре заслужил репутацию неординарного, высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Его название переводится с латыни как «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. За годы существования оркестра музыканты впервые представили российской публике более 200 произведений самых разных жанров, в их числе – концерты и сюиты Телемана, симфонии Березовского, Тица и Розетти, Страсти по Марку Баха–Бойзена, Страсти по Иоанну Георга Гебеля. Оркестр выступал с крупнейшими мастерами исторического исполнительства – Т. Пинноком, П. Нойманом, А. Бернардини, С. Кермес, С. Мингардо, К. Руссе и другими. Записал 17 альбомов на лейблах Caro Mitis и Euridice, многие из них получили высокие оценки в журналах Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique. Альбом с сюитами Телемана был награжден премией Preis der Deutschen Schallplattenkritik (2011). Pratum Integrum гастролирует по России (от Петербурга до Уфы) и за рубежом. В 2013 при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды, в частности – выступление на фестивале Oude Muziek в Утрехте. На средства гранта Президента Российской Федерации оркестр записал ряд сочинений для коллекции видеозаписей «Русская музыка XVIII века».
  • Яна Дьякова

    В 2020 году окончила Самарский государственный институт культуры по специальности музыкально-театральное искусство (класс заслуженной артистки России Ильвес Н.Э.). Параллельно обучалась в хореографической школе Grand Pas. С 2017 года – член молодёжного жюри международного фестиваля-конкурса «Серебряный голос». С 2020 года – приглашённая солистка оперного театра Дж. К. Тула (Плзень, Чехия).
    Принимала участие в международных оперных и барочных фестивалях, таких как Дягилевский фестиваль, XXVIII оперный фестиваль им. М.Михайлова (Чебоксары), фестиваль барочной музыки Barocco Nights (Москва) и др. Сотрудничала с такими дирижёрами, как О. Диас, Э.Кулиев, Д.Ботинис, Ф.Мастранджело, И. Штрунц, П. Маркезе, М. Коган, А.Давыдов, Ф.Чижевский, С.Кисс и др.
    Участвовала в гастрольных турах по городам Японии (Токио, Осака, Сидзуока, Нагоя, Киото, Хиросима). Выступала в Великобритании, Эстонии, Украине. В 2020 году состоялись европейский дебюты певицы в операх «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе, «Ринальдо» Г.Ф. Генделя в миланском театре San Babila (Италия) и Чешском оперном театре Дж. К. Тула.
    С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
    Лауреат Национальной Оперной премии «Онегин» (2022)
    Участница V международного телевизионного проекта «Большая Опера» на канале «Россия-Культура» (2017).
    Лауреат международных конкурсов:
    I премия Международного конкурса оперных исполнителей New Opera World (Москва, 2019)
    Гран-При Международного конкурса молодых вокалистов «Орфей» (Челябинск, 2017)
    Гран- При Международного фестиваля-конкурса академического вокала «Серебряный голос» (2013)
  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Корелли
    Кончерто гроссо соль минор «Рождество», ор. 6 № 8

    Вивальди
    Agitata da due venti из оперы «Гризельда»
    Vedrò con mio diletto из оперы «Джустино»

    Корретт
    Сюита Noël

    Броски
    Son qual nave ch'agitata из оперы «Артаксеркс»

    II отделение

    Вивальди
    La tempesta di mare / «Буря на море»
    Концерт для флейты с оркестром фа мажор, RV 433

    Гендель
    Un pensiero nemico di pace из оратории «Триумф Времени и Правды»
    Lascia la spina из оратории «Триумф Времени и Правды»
    Come nembo che fugge col vento из оратории «Триумф Времени и Правды»

    Вивальди
    La Follia – трио-соната для двух скрипок и цифрованного баса ре минор, op. 1 № 12

    Глюк
    Addio, о miei sospiri из оперы «Орфей и Эвридика»

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.